Количество жилья в Петербурге увеличивается год от года. В основном потребности покрываются за счет спальных кварталов, где растет плотная застройка, прозванная в народе "муравейниками". Как стоит относиться к ее внешнему облику и нужна ли таким гигантским коробкам архитектура — "ДП" узнал у экспертов.
В настоящее время точек строительной активности в Петербурге несколько: это Каменка, Предпортовый (севернее Сергиево), Мясокомбинат, Парнас, Муринская дорога, Октябрьская наб., намыв, Усть–Славянка, Шушары. Там работают как крупные девелоперы, так и небольшие.
Панель на Заречной улице
У каждого застройщика свой подход к реализации проектов. "Операторы" экономкласса стараются не уделять внимания архитектуре. В итоге на пр. Королева можно увидеть новую версию хрущевок, но в 5 раз выше, — она осталась от ЗАО "СУ–155".
Аналогичный подход применило и "Интеко" — в случае с комплексом на углу ул. Михаила Дудина и Заречной.
"Группа ЛСР" применяет в панельном домостроении более веселую технологию: она раскрашивает фасады. Результаты работы строителей–художников можно наблюдать с кольцевой автодороги, когда проносишься между Муринским ручьем и Токсовским шоссе, там создан импровизированный визуальный эквалайзер.
ООО "СК "Дальпитерстрой" порадовало шушарцев мультяшными рисунками на брандмауэрах. Путешествуя по бывшему совхозному поселку, странник может полюбоваться 12–этажным жирафом, над которым на лианах зависли мартышки, Бабкой–ежкой в ступе, дядькой Черномором и даже самим Пушкиным, ведущим беседы с котом ученым под сенью старого дуба, закованного в золотую цепь.
Цветные расписные
Сразу несколько компаний не просто расписывают стены, но и включают разноцветье в дизайн фасадов.
Особенно ярко это получается у группы Legenda. Собственно, благодаря "попугайской" раскраске, как ее прозвали жители, этот девелопер стал широко известен в городе: восток Лахтинского разлива без двух "легендарных" домов был бы, как стало теперь понятно, совсем уныл.
ЗАО "Ойкумена" первым в городе стало использовать масштабную 24–этажную суперграфику. Она обращена на пр. Королева. Такой подход отразился не только на внешнем облике Приморского района, но и на коммерческом названии жилого комплекса.
"В ЖК "Граффити" мы хотели создать атмосферу галереи под открытым небом, где с привычными элементами благоустройства будут соседствовать арт–объекты. Так на стенах жилых корпусов появились муралы (уличное искусство, росписи на стенах, но, в отличие от граффити, легальное. — Ред.). Не менее оригинально мы подошли к оформлению дворов. Например, один из них выполнен в рамках концепции "Алиса в Стране чудес", — рассказал "ДП" исполнительный директор "Ойкумены" Роман Мирошников.
Цвету внимание уделяет и Setl Group. "Для оформления фасадов жилого комплекса на Торфяной дороге использован редкий для Петербурга фиолетовый цвет. Навесные вентилируемые фасады будут облицованы керамогранитом разных оттенков одного цвета, что создаст эффект меланжа. Этот же эффект будет использован и на фасадах ЖК на Октябрьской наб.", — пояснила руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость" Ольга Трошева.
Детали старины
При освоении новых территорий вдоль Московского пр., где представлено самое крупное собрание примеров сталинской архитектуры, девелоперы порой стараются повторить характерные приемы из 1950–х годов. Это жилые дома в 1–м Предпортовом проезде от "Оптима групп", на ул. Красуцкого от ЮИТ, на Заставской ул. от АО "Эталон ЛенСпецСМУ".
На Парфеновской ул. позади станции метро "Фрунзенская" жилой комплекс имеет элементы классической архитектуры. Его возвело ООО "Юнит", связанное с Meridian Capital. Внешне это четыре 19–этажных Г–образных корпуса, образующих прямоугольный двор.
Проект комплекса готовило ООО "МГП", совладельцами которого являются Евгений Герасимов и Юрий Миньков.
Миньков поведал "ДП", что ставил перед собой задачу снизить чрезмерные высоту и объемы: "Я не хотел создавать длинные и однообразные пластины, специально разбил каждый фасад на несколько условно самостоятельных домов. Каждый такой "дом" решен немного в своей стилистике".
С набережной навеяло
Почти единогласно петербургские проектировщики и критики называют лучшим современным градостроительным ансамблем микрорайон "Балтийская жемчужина". Этому, вероятно, в первую очередь способствовало наличие Матисова канала, который стал центром композиции. Setl Group создала архитектурное обрамление его берегов, ЗАО "Балтийская жемчужина" выполнило малоэтажную застройку Дудергофского канала и "фасад" микрорайона, обращенный к Петергофскому шоссе.
Этого же ждали от василеостровского намыва, но — не случилось. Тамошние девелоперы "Лидер групп" и Seven Suns Development не смогли договориться и вообще уйти от "спальников". Спасти "Морской фасад" вызвались Никита Явейн и его ООО "Архитектурное бюро "Студия 44", которые по заказу ЛСР разработали проект прибрежной территории. Но и у них, по мнению архитектурного критика Марии Элькиной, не вышло.
"Сделать полноценный морской фасад только из жилья почти невозможно — необходимо больше разных функций. К тому же это не очень удачная архитектура, потому что она выполнена в духе 1970–х годов, когда большое внимание уделяли силуэтной эффектности, а не масштабу, не тому, чтобы человек чувствовал себя комфортно", — сказала Элькина "ДП".
Паркчестер на Парнасе
Самым плотным жилым районом до недавнего времени считался Парнас, где строится ООО "Главстрой–СПб". Все дома там единообразны, причем как в высотном плане, так и в цветовом: использовались три оттенка коричневого облицовочного кирпича.
Тот же облик стали подхватывать и другие застройщики, которые прибегали сюда продавать дешевые квартиры, в частности ЗАО "Трест–36" (ул. Михаила Дудина, 10) и группа "Прагма" (Заречная ул., 10).
Но недавно "Главстрой–СПб" объявил, что отказался от этой гаммы и в новом, самом северном квартале — у садоводства "Климовец" — появятся совершенно новые дома. В компании пояснили: причина в том, что покупатели становятся более требовательными к архитектуре.
"Формируя концепцию нового квартала, наша компания вдохновлялась архитектурой современных городов. Во внешнем виде будут сочетаться элементы урбанистического стиля Нью–Йорка, Амстердама и Ванкувера", — говорит директор по продажам Юлия Ружицкая.
Наблюдатели, к слову, подтверждают: облик сильно похож на нью–йоркский квартал Паркчестер 1942 года, традиционно считающийся рассадником криминальных элементов. Но замечают: между архитектурой и населением прямой зависимости нет, поэтому не исключено, что в парнасском Паркчестере поселится, к примеру, сплошь интеллигенция.
Все реже при застройке спальных районов их создатели уделяют внимание принципиальному отличию новых домов от окружения.
Но примеры есть, например, у группы AAG, которая благодаря собственному архитектору Степану Липгарту возводит жилые дома в стилистике неоклассицизма с элементами ар–деко.
В одном из интервью владелец AAG Александр Завьялов заметил, что архитектура важна не только в центре, но и в Веселом Поселке, где девелопер возводит жилой комплекс на углу ул. Дыбенко и Дальневосточного пр.
И так выше всех
Самые амбициозные в архитектурном плане проекты многоэтажных жилых комплексов с 1990–х годов развивала группа "ЛЭК", ныне переименованная в "Л1". Генеральный директор ООО "Творческая архитектурная мастерская Реппо" Владимир Реппо поделился с "ДП" подходом этого застройщика на одном из примеров — жилом комплексе "Лондон–парк" на пр. Просвещения.
"Для этого комплекса нами были сделаны десятки архитектурных вариантов. Заказчику очень был важен внешний облик. Он отвергал современные "минималистические" варианты — ему хотелось пышных, помпезных деталей в классическом стиле. При этом фасады требовалось сделать яркими, чтобы они выделялись на окружающем фоне", — вспоминает Владимир Реппо.
Владелец "Л1" Павел Андреев замечает, что, когда заказчик требователен к архитектору, это нормально. "У любого застройщика есть понимание, что именно востребовано покупателями. Если застройщик чего–то добился, если его квартиры покупают — значит, этот вкус соответствует ожиданиям общества, ожиданиям покупателей", — говорит Андреев.
Кстати, и Павел Андреев, и Владимир Реппо сожалеют, что из–за обновленного высотного регламента не удалось реализовать две 140–метровые башни в центре квартала, которые напоминали бы о Биг–Бене.
Впрочем, и без них 105–метровый "Лондон–парк" стал доминантой северной части Петербурга.
Вопрос ребром
Архитектура как наука оказалась на одном из последних мест среди дисциплин, занимательных для россиян. Так россияне отвечали на вопрос социологов из Всероссийского центра изучения общественного мнения, которые исследовали проблему интереса соотечественников к наукам. Он — интерес — к научно–техническому направлению вообще серьезно снизился (с 68% в 2007 году до 47% в 2013–м). Среди областей науки наибольшей популярностью у россиян пользуются медицина (25%), технические достижения (19%) и изучение космоса (16%).