Но сделал это только для строителей и аптекарей.
Длящийся с начала 2017 года конфликт между Смольным и бизнес–сообществом вырвался наружу. Предприниматели недовольны представлениями главного архитектора Владимира Григорьева о прекрасном. После общения с ним на повышенных тонах владельцы магазинов написали открытое письмо Александру Беглову. Участники рынка наружной рекламы тоже переживают. И только строителям с аптекарями удалось договориться. Не случайно, видимо, в петербургскую аптеку недавно зашел президент.
Жертвы прекрасного
Речь идет о постановлении правительства № 40, утвердившем в январе 2017 года "Правила благоустройства в части, касающейся эстетических регламентов". Оно, в частности, вводит жесткие ограничения относительно вывесок. Запрещается многое: внешняя подсветка, нанесение названий прямо на стене и так далее, но главный камень преткновения — предельный размер вывесок. По правилам вывеска в виде отдельных букв не может быть выше 55 см, причем регламентируется ее цвет и шрифт, не делая исключения для брендов. Буквы на крыше — от 80 см для одно–двухэтажных объектов до 3 м для зданий от 16 этажей. Правда, тоже с оговорками — например, разместить вывеску на крыше может только собственник здания и только одну надпись; больше одной можно, если это учтено проектом благоустройства. Нельзя ничего ставить на крыши архитектурных ансамблей и на видовых панорамах.
У наружной рекламы свои беды — например, цвет рекламной конструкции должен был быть не темно–серым, как требовал КГА до этого, а светло–серым. Подключаться к электричеству можно только подземными кабелями. Строителям запретили размещать рекламу строящихся домов на строительных заборах. Из–за запрета устанавливать отдельно стоящие конструкции ближе 3 м к зданиям пострадали кафе для автомобилистов — вне закона оказались консоли с переговорными устройствами. (Это требование относится ко всем конструкциям — флагштокам, пилонам и т. д.)
В соответствие новым правилам вывески нужно было приводить, когда заканчивался срок их предыдущего согласования (до лета 2015 года они выдавались на 3 года, после — на 5 лет). В конце лета прошлого года комитет по печати провел новые конкурсы на размещение наружной рекламы, после чего внешний вид всех рекламоносителей пришлось обновлять. Кроме того, часть вывесок и конструкций вообще не имели согласований. Комитет по печати следит за несогласованными или просроченными вывесками и штрафует их хозяев на сумму до 100 тыс. рублей. Добровольный демонтаж не освобождает от ответственности, но может смягчить участь.
Говорят, в Смольном поняли, что что–то пошло не так, когда Кировский завод пожаловался Георгию Полтавченко на необходимость демонтировать свою почти легендарную надпись на пр. Стачек. Кроме того, властям жаловались владельцы торговых центров. После этого губернатор якобы велел ввести мораторий, но документа на сей счет никто не видел. Год назад в постановление №40 начали писать поправки. Представители бизнес–сообщества забросали городские власти своими предложениями. И вот 4 декабря подготовленный Смольным проект изменений был вынесен на общественное обсуждение, а через день главы КГА Владимир Григорьев и комитета по печати Сергей Серезлеев пообщались с разгневанными предпринимателями на форуме малого и среднего бизнеса.
Счастливчики
Поправки в наибольшей степени удовлетворяют строителей — им разрешили размещать рекламу своих домов (причем как непосредственно строящихся в данном месте, так и других) на строительных заборах по всей их длине. К возмущению главы комитета по печати. "На рынке наружной рекламы тяжелейшая ситуация. У нас было 18 тыс. конструкций, осталось 8 тыс., из них 2 тыс. — это афиши, — сказал Сергей Серезлеев. — Доля строительной рекламы в общем объеме — 29%, а в конструкциях 5х15 м — 60%. Таким образом, рекламный рынок потеряет треть рекламодателей. Операторы наружной рекламы платят в бюджет более 1 млрд рублей в год. Строители за это ничего в бюджет платить не будут. Учитывая последствия, это категорически неприемлемо. Строительный бизнес — не самый бедный и не самый пострадавший".
По словам главы комитета, общая площадь всей наружной рекламы в городе составляет 40 тыс. м2, а на строительных заборах может быть размещено до 70 тыс. м2 "этой якобы информации".
Владимир Григорьев возразил коллеге, что на строительных заборах не будет "окорочков и косметики", а будет архитектура — самое красивое на свете. Правда, допускается также размещение информации о начинке дома, например унитазах.
"Там будут контакты офиса продаж. Для всего рынка — это реклама, а тут — информация. Будет подмена понятий", — спорил Сергей Серезлеев. "У нас сейчас общественные слушания, давайте обсудим с жителями, что им больше нравится — серые заборы или изображения домов", — предложил выход Владимир Григорьев.
Фармацевтам тоже повезло: 2 недели назад Владимир Путин, находясь в городе с визитом, вдруг решил зайти в аптеку и спросил у заведующей, на что бы она посоветовала обратить внимание и.о. губернатора. Та пожаловалась именно на вывеску — аптеке не разрешают вешать на фасад зеленый крест большого размера. "Не понимаю, нормальная, красивая вывеска… Я разберусь, исправим положение", — пожал плечами Беглов.
Случайно аптека оказалась по дороге у президента или нет, но запрещенные действующей редакцией постановления №40 зеленые аптечные кресты в поправках легализованы (остальные выступающие конструкции по–прежнему запрещены). Drive–in–кафе (официально они названы объектами общепита, "осуществляющими обслуживание автомобилистов") тоже хотят разрешить ставить отдельно стоящие конструкции, но по согласованию. А владельцам АЗС и автодилерам их пилоны переквалифицировали в объекты наружной информации, что облегчит процесс согласования по сравнению с конструкциями, которые считаются рекламными.
Добавили сантиметров
Остальным пришлось довольствоваться малым. Высоту букв разделили по районам: в центральных, включая Московский, и пригородных районах (кроме Курортного) утвердили максимум 55 см, в спальных районах — 75 см, а для магазинов, рынков, торговых комплексов, бизнес–центров — до 80 см. Появилась возможность установить вывеску (но только настенную и не в центральных районах) крупнее — но для этого нужно отдельное согласование проекта в КГА.
Бизнес же предлагал делить по–другому: на исторический центр и остальной город. Дополнительные 10 см не спасают, на окраинах нужен максимальный размер 3 м, говорят предприниматели. А отдельное согласование — это коррупциогенный фактор. Увязывание высоты букв на крышах с числом этажей плохо воспринимают владельцы гипермаркетов, у которых здания хоть и большие, но одноэтажные. В поправках появилась норма, что высота этажа считается равной 3 м, но можно ли из этого сделать вывод, что 12–метровый одноэтажный ангар приравняют к четырехэтажному, — непонятно.
Мы этого не напишем!
Больше всех на встрече ретейлеров с чиновниками кипятились представители "Максидома" и "О’Кея". "Бизнес — та структура, которая наполняет бюджет, и ваша зарплата отрабатывается вот этими ручками", — взывал к чиновникам начальник правового департамента "Максидома" Дмитрий Гарюшкин. "Если есть необходимость все время что–то согласовывать, то это коррупционный момент", — говорил директор по связям с общественностью сети "О’Кей" Кирилл Масленцин.
"Вы что, хотите, чтобы мы в правилах написали, что можно 4–метровые буквы везде? Нет, мы этого не напишем, — парировал Владимир Григорьев. — Если вы хотите надпись "Максидом" вписать в архитектуру здания и сделаете это профессионально, мы это рассмотрим. И если мне будет это казаться спорным, я вам обещаю, что вынесу на градостроительный совет и 35 архитекторов решат, можно так сделать или нет".
Участники обсуждения часто перебивали друг друга и переходили на повышенный тон.
"Вы издеваетесь над нами! Не издевайтесь над нами, пожалуйста!" — в какой–то момент не выдержал Кирилл Масленцин, отстаивавший высоту 3 м, но Владимира Григорьева было трудно сбить с позиций: "Допускается возможность иного габаритного размера в рамках архитектурно–художественного проекта, разработанного и согласованного, — я же написал то, что вы сказали!".
Через несколько дней после обсуждения появилось письмо к Александру Беглову, подписанное двумя десятками торговых сетей ("Перекресток", "Лента", "Пятерочка", "Карусель", "Магнит", OBI, "Буквоед"), ресторанов KFC, Burger King и других, аптек "Петрофарм". Из–за ограничений на вывески потребитель не может найти магазины, выручка падает на 30–40%, жаловались они губернатору (ранее в ответ на этот аргумент Владимир Григорьев говорил, что падение выручки связано не с вывесками, а с колебаниями курса и другими причинами, тем более что "вывески в основном–то висят").
Предприниматели просят Александра Беглова ввести хотя бы мораторий на демонтаж вывесок до принятия поправок в постановление №40, общественное обсуждение которых сейчас идет и закончится в январе.
“
Конфликта между КГА и бизнесом нет. Есть необходимость урегулировать внешний вид вывесок. Петербург — город исторический, объект всемирного наследия ЮНЕСКО, и вывески должны соответствовать его высокому статусу. Мы много внимания уделяем тому, чтобы сохранить среду Петербурга. Городу необходима генеральная схема размещения объектов наружной рекламы, которая должна стать элементом Генплана. Если говорить о возможности установки на строительных заборах информации о строящихся зданиях, то это должно быть с согласования комитета по архитектуре.
Игорь Албин
вице–губернатор Петербурга
“
Большинство предлагаемых операторами наружной рекламы изменений, включая наиболее важные, не прошли фильтр КГА. Так, планируется оставить в силе норму, согласно которой максимальная высота рекламных конструкций для территории, на которой расположены объекты жилой застройки, составляет 10 м. Но юридического ответа на вопрос, где границы такой застройки, не существует. Остается в силе и полный запрет на размещение рекламных конструкций на лицевых фасадах, крышах зданий, сооружений. Такой запрет вполне понятен для исторического центра города. Для остальных территорий его целесообразность вызывает огромные вопросы. Оставлена в силе норма о запрете подключения рекламных конструкций к воздушным линиям электропередачи. Запрет, наверное, неплохой на уровне замысла, но вызывает вопросы. Например, почему из всех видов нестационарных объектов такой запрет распространяется только на рекламные и информационные конструкции? Как не нарушить этот запрет, если на сотни метров вокруг подземных коммуникаций нет? А освещение рекламной конструкции является обязательным.
Юрий Букчин
исполнительный директор Ассоциации операторов наружной рекламы Санкт–Петербурга
“
Вывески в современном городе необходимы. Многие действия, в том числе покупки, люди совершают спонтанно. Это нормально, это исследовательская активность, стремление найти что–то новое. Но информационно перегруженное пространство, во–первых, перестает работать, а во–вторых, вызывает стресс. Нужны исследования визуальной городской среды и ее влияния на человека, тогда можно будет говорить, какие ограничения жесткие, а какие — мягкие. Потому что без них все это — личные оценки. Я в чем–то согласен с Григорьевым: мы не должны делить город на центр и периферию, потому что люди везде живут. Ведь ограничения вводятся не ради того, чтобы кто–то мог сделать красивое селфи на фоне архитектурного памятника, а ради здоровья людей.
Александр Карпов
директор центра экспертиз "Эком"
“
Мы благодарны КГА за то, что он первым в России вводит самостоятельные правила игры для ресторанов, обслуживающих водителя прямо в транспортном средстве, однако судьба заведений пока остается нерешенной. Пункт поправки предусматривает согласование таких элементов, как указатели, меню, пилоны. Но в правилах отсутствуют требования к их размещению: расстояние до зданий и иных объектов, а также между самими элементами конструкций. Кроме того, в перечне объектов благоустройства нет переговорных устройств (спикерфонов), без которых работа общепита такого формата невозможна. В результате по–прежнему клиенты не могут элементарно сделать заказ из автомобиля.
Илья Тарасов
руководитель департамента согласования компании ООО "АмРест"