Несмотря на двузначный рост рынка, 2018 год не стал для автомобильной отрасли прорывным. Отложенный спрос исчерпывается, а госпрограммы больше не приносят ощутимого эффекта. Это позволяет предположить, что в следующем году рынку придется стагнировать.
В конце прошлого года аналитики и дилеры прогнозировали рост авторынка в России в пределах 10%. Однако в реальности год показал чуть более успешные результаты. По итогам января–ноября 2018 года в России было продано 1,63 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 13,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года, говорится в отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Как отмечают эксперты, в декабре стоит ожидать примерно того же роста, как и в ноябре, — около 10%. В последнем месяце года покупатели обычно пользуются предновогодними ценовыми предложениями. А в этом году будут иметь в виду и старую ставку НДС. Однако позитивный тренд в продажах все же не позволяет утверждать, что тяжелые времена позади. Основной проблемой остается низкая доходность бизнеса, которая так и не восстановилась после 2014–2015 годов.
"Чтобы выйти из кризиса, нам надо прибавить к нынешним продажам еще миллион, то есть продавать 2,6 млн машин в год. О каком выходе из кризиса может идти речь при сегодняшней маржинальности?" — задается вопросом заместитель председателя совета директоров АО "Автодом"Евгений Войтенков.
Смена позиций
Динамика петербургского рынка в 2018 году от общероссийского отличается незначительно. Продажи в городе также показывают двузначный рост — по итогу января–октября они составили 128,6 тыс. машин, и это на 17% больше, чем за такой же период в 2017 году, сообщает агентство "Auto–Dealer–СПб".
Одна из главных тенденций отрасли в этом году — консолидация рынка. Сильные холдинги укрупняются, забирая активы покинувших рынок. Например, в июле этого года дилерский центр "Де Вилль" Сергея Дяченко на Выборгском шоссе был продан "Петровскому автоцентру". По словам участников рынка, решение владельца избавиться от актива было спровоцировано политикой импортера. Менее чем через полгода там начал работу автосалон Renault. Инвестиции в открытие новой точки обошлись дилеру в 275 млн рублей, из них 25 млн — в переоборудование и идентификацию по стандартам марки.
Но чаще дилеры предпочитают арендовать центры, а не приобретать в собственность. Тем более свободных площадей после ряда банкротств на рынке более чем достаточно. Так, в марте ГК "Дакар" взяла в аренду автоцентр на Богатырском пр., где начала продажи Kia. Немного позднее ГК "Рольф", крупнейший игрок на петербургском рынке, запустила в работу центр "Kia Пулково", который расположился в здании на Стартовой ул., где ранее действовал автоцентр "Аврора". Тогда эксперты оценили сделку примерно в 160 млн рублей.
Также без покупки собственного центра на рынок в этом году вышел новый дилер — "М2О", крупнейший владелец которого — экс–гендиректор "Юлмарта" Сергей Федоринов. Дилер специализируется на продаже автомобили Geely на площадях, арендованных у "Свид–Мобиля" (дилер Volvo).
Группа риска
По прогнозам опрошенных экспертов, консолидация и укрупнение рынка продолжатся и в следующем году. При этом, по мнению Евгения Войтенкова, масштабных банкротств все же ждать не стоит, так как "самые слабые уже покинули рынок". Вне зависимости от этого холдинги продолжат забирать бизнес у мелких компаний, но уже не за те цены, которые были раньше, уверен бизнесмен.
Тем не менее нельзя сказать, что консолидация будет проявляться исключительно в поглощениях и сворачивании мелких сетей. "Масштабы бизнеса не имеют значения. На рынке останутся те, кто имеет наибольшую эффективность бизнеса, у кого минимальна кредитная нагрузка и оптимизированы складские запасы", — считает директор по маркетингу Объединенной автомобильной корпорации (ОАК) Сергей Новосельский.
Свою роль сыграет также бренд и взаимоотношения с импортером. "В группе риска оказываются ретейлеры, работающие с теми брендами, которые ужесточают свои требования и пытаются лишь выжать из дилера все соки", — заявил исполнительный директор ООО "Аксель групп" Александр Кумпан.
В целом следующий год, как отмечают аналитики, вернет рынок на землю. Снижение эффективности господдержки и сокращение ее объемов, а также исчерпание отложенного спроса могут снизить темпы роста российского рынка до 0–5%, считает директор агентства "Автостат"Сергей Целиков. "Если экономические тренды ухудшатся, мы можем увидеть и отрицательную динамику по продажам на следующий год", — предполагает эксперт.
На своих мощностях
Ожидаемая стагнация соответственно скажется и на производстве автомобилей внутри страны. Российский автопром по–прежнему напрямую зависит от состояния внутреннего рынка, и, несмотря на рост объемов экспорта, доля автомобилей, отправляемых за рубеж, остается в масштабах страны незначительной.
По данным Российского экспортного центра, за 10 месяцев 2018 года экспорт легковых автомобилей из России составил 75,2 тыс. штук, что на 6,5% больше, чем год назад. Это составляет около 6% от общего числа автомобилей, производимых на территории России. Главным рынком сбыта легковых авто остается регион СНГ с долей около 80%.
"Мы ожидаем, что экспорт легковых автомобилей по итогам 2019 года будет в пределах 100 тыс. штук, и такие ожидания связаны с благоприятной конъюнктурой для экспорта", — отмечает старший вице–президент РЭЦ, гендиректор ЭКСАР (входит в группу "РЭЦ") Никита Гусаков. По его словам, это связано как с курсовой разницей, так и с развитием процесса интеграции в глобальный авторынок.
Свою лепту в развитие экспорта вносят и петербургские предприятия. По прогнозу аналитиков "Auto–Dealer–СПб", в этом году объемы поставок за рубеж с площадок Nissan, Hyundai и Toyota составят около 20 тыс. машин, примерно на 15% больше, чем годом ранее.
При этом, несмотря на избыточность производства и пока что слабое развитие поставок за рубеж, вопрос развития предприятий остается актуальным. Так, одним из главных событий уходящего года стало решение о создании в Петербурге завода двигателей компании Hyundai. Неизвестной пока остается судьба законсервированного завода General Motors в Шушарах. Ранее сообщалось, что площадку хочет использовать белорусско–британская компания "Юнисон".
Но пока что никаких документов не подписано и завод под Петербургом остается собственностью GM, рассказал "ДП" председатель комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. Ожидается, что в ближайшее время будущее площадки будет решено. Сейчас правительство ведет переговоры с российской компанией, зарегистрированной в Петербурге.