Чем запомнился телевизионному миру уходящий год, какие тенденции прошлых лет он поддержал, какие темы затронул — вспомним самые яркие проекты родом из 2018–го
Прошедший год отличился впечатляющим числом успешных мини– сериалов, которые хочется пересматривать, осмысливать, растаскивать на цитаты, ждать продолжения (иногда возможного, а иногда — нет) и рекомендовать друзьям. Разумеется, эта история плавно перешла из предыдущих лет — достаточно сказать, например, что завершенная (казалось бы) «Большая маленькая ложь» Жана–Марка Валле получила продолжение (правда, с другим режиссером) и второй сезон выйдет уже в 2019 году.
Год 2018–й был в этом смысле не менее, а даже более щедр. Все тот же Валле снял яркую Эми Адамс в «Острых предметах», обеспечив ей номинацию на «Золотой глобус» как лучшей актрисе (выше, как известно, уже некуда: сериалы в оскаровской гонке не участвуют). Впрочем, само шоу тоже заслуженно заработало отдельную номинацию. «Патрик Мелроуз», разумеется, был ожидаемо хорош не только из–за состава (Бенедикт Камбербэтч, Хьюго Уивинг, Дженнифер Джейсон Ли), но и из–за литературного источника — однако то, как филигранно поработал с имеющимся материалом Эдвард Бергер, заслуживает отдельной похвалы.
Политическая «Призрачная башня» рассказывает о событиях в спецслужбах Чем запомнился телевизионному миру уходящий год, какие тенденции прошлых лет он поддержал, какие темы затронул — вспомним самые яркие проекты родом из 2018–го. США незадолго до 11 сентября — и делает это так мастерски, что, говорят, даже главные действующие лица (в частности, бывший агент ФБР Али Суфан), с чьими образами работали актеры, остались под впечатлением.
«Маньяк» с легкой руки режиссера Кэри Фукунага показал, насколько разносторонние драматические актеры не только признанная американскими киноакадемиками Эмма Стоун, но и Джона Хилл, которого до той поры большинство воспринимало как просто характерного комика. И пускай картинка, возможно, сложилась не до конца и проекту далеко и до «Начала» Кристофера Нолана, и до «Вечного сияния чистого разума» Мишеля Гондри (а именно эти две ленты приходят на ум, когда говоришь о действии в искусственном сне героев), этот амбициозный проект также заслуживает внимания.
Кто следующий?
Сразу несколько знаковых современных режиссеров выпустили в этом году сериалы. И пусть именитые творцы все же больше тяготеют к малым телевизионным формам, а не многосезонным историям (оно и понятно), даже мини–сериалы от них — уже большой подарок.
Например, загадочная «Мозаика» Стивена Содерберга с Шарон Стоун — необычное шоу предлагало зрителям с помощью мобильного приложения решать, как и куда дальше пойдет сюжет. Дэнни Бойл снял «Доверие», свою версию похищения внука миллиардера Поля Гетти, с Дональдом Сазерлендом, Хилари Суонк и Бренданом Фрейзером. К слову, в 2017 году вышел полнометражный фильм на эту же тему под названием «Все деньги мира», где Кевина Спейси из–за прогремевшего скандала заменили на Кристофера Пламмера.
Ну, а старт осенью первого сезона «Шучу» с пилотом, снятым Мишелем Гондри (он в итоге сделал пять серий из 10), отлично проиллюстрировал, что даже мэтры, выпускающие ленты редко, но метко и ушедшие, казалось бы, с головой в личные авторские короткометражки, готовы выходить в мир телевидения с сериалом, заслуживающим продолжения.
Словом, то, что раньше было редкостью (как, например, Дэвид Финчер, начавший в 2013–м снимать «Карточный домик»), сегодня тянется все ближе к норме и неуклонно ведет телевидение к качеству полнометражных лент, разбитых на эпизоды.
Падение с Олимпа
Еще одна черта уходящего года, правда, не такая приятная, как предыдущие, — легкое разочарование в хитах, от которых никто не ожидал такого спада. Однако факт того, что самые сильные игроки сериального рынка ощутимо сдали позиции в сезонах, вышедших в этом году, единогласно признали и критики, и даже преданные фанаты.
Просел выстреливший в первом сезоне хит FX «Американская история преступлений» — криминальная антология, показывающая громкие преступления изнутри и затронувшая во втором сезоне убийство модельера Джанни Версаче. Весь новый сезон фантастического «Мира Дикого Запада», растянутый на 10 серий, легко можно было уместить в финал предыдущего сезона, реши шоу–раннеры продлить его еще на часок. А что принципиально нового сделали авторы за этот сезон, никто, кажется, так и не понял — как и не нашел ни одного сильного сюжетного поворота, которыми был богат первый сезон.
Даже «Рассказ служанки», который выдал максимум возможного в условиях, в которые поставлены создатели необходимостью дописывать историю за автора литературного источника Маргарет Этвуд (финал известен — но сюжет до него надо как–то докрутить), серьезно поблек по сравнению с первым сезоном. Впрочем, объяснить падение продолжений свежих шоу, которые взлетели на самый верх в том числе и потому, что каждое из них отличалось очень ярким художественным решением, легко. То, что было ново и потому восхитило всех, повторенное второй раз, увы, не дает такого же ошеломительного эффекта. А вот удивить нас чем–то новым создатели уже не смогли.
И точно так же с задачей эффектно завершить легендарный «Карточный домик» без Спейси не справились авторы финального сезона. И хотя надежда была (причем довольно сильная) — о том, что это падение возможно, вслух говорили многие.
Будущее наступает
Новые сериалы этого года довольно ровно распределились по темам. Но признаемся себе, что на телеэкранах все больше и больше места неуклонно занимает фантастика. «Видоизмененный углерод», «Затерянные в космосе», «Летящие сквозь ночь», «Первые», «Невинные», «Манифест», «Происхождение», «Импульс», «Переправа» — как минимум вот эти новинки 2018 года отвечают законам именно этого жанра. И в большей или меньшей степени, но могут претендовать на внимание придирчивого зрителя.
Алина Федерова
Лучшие фильмы-2018
1. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», Филип Грёнинг
Разбираться со временем как явлением Грёнинг начал еще в своем предыдущем фильме «Жена полицейского», каждую минуту прерывающемся на титр с новой главой. В «Роберте» режиссер решается его, время, экранизировать и — о чудо — справляется, что оказывается куда радикальнее всех инцестов и убийств, без которых это кино тоже не обошлось.
2. «Слон сидит спокойно», Ху Бо
Самый грандиозный дебют года. Тут бы сказать, что в мире кино появилась новая суперзвезда, да только если бы эта звезда позволила себе еще погореть. Ху Бо покончил с собой в возрасте 29 лет, даже не домонтировав картину. Историю о бандите, отставном вояке и двух школьниках, едущих в Манчжурию, что бы увидеть слона, который просто сидит и оттого вроде счастлив, собирали друзья и коллеги режиссера. Но, несмотря на коллективный труд, эта лента авторская.
3. «Пылающий», Ли Чан–дон
Абсолютный фаворит кинокритики. Экранизация рассказа Харуки Мураками, ушедшая далеко за пределы исходного текста. Детектив, в котором и на финальных титрах не ясно, кто убийца, было ли убийство и было ли вообще кого убивать.
4. «Экстаз», Гаспар Ноэ
На постерах «Экстаза» Ноэ с вызовом сообщал: вы громили все мои последние фильмы — так попробуйте новый. Бравада оказалась не пустой: уже на открывающей, десятиминутной сцене танца критики прикусили язык, а выходили с показов и вовсе с блаженной, беззубой улыбкой. Пожалуй, лучший фильм, мягко сказать, не последнего европейского режиссера
5. «Книга образа», Жан–Люк Годар
С поздних фильмов Годара публика продолжает уходить рядами, всякий раз, очевидно, надеясь, что тот одумается и вернется к родным женщинам и пистолетам. Как бы не так. Ожидания зрителя для него столь же существенны, как известие о собственной смерти. Не дождетесь! В свои 88 лет Годар по–прежнему не только смелее и умнее, но и моложе всех.
6. «Холодная война», Павел Павликовский
Черно–белая повесть, печальней которой в этом году не было. Приз за режиссуру в Каннах и все ключевые награды Европейской киноакадемии. Следующий фильм Павликовского, как известно, — байопик об Эдуарде Лимонове. Крайне интригующе.
7. «Мэнди», Панос Косматос
В 2018–м хватало по–настоящему диких фильмов, но даже на их -фоне «Мэнди» стоит особняком. Эстетика кровавых триллеров 80–х, байкеры под ЛСД, дуэль на бензопилах, наконец, Николас Кейдж в лучшей форме. Редкие секунды отдыха при просмотре ленты Косматоса больше всего напоминают остановку тележки на самой высокой точке американских горок — мгновение на выдох, и снова в отрыв.
8. «На границе миров», Али Аббаси
Этнический иранец, а так–то швед, Али Аббаси зашил в скандинавскую страшилку про троллей все ключевые проблемы современной Европы — от эмиграции до гендерной текучести, прошелся по тонкому льду и умудрился не уйти под воду, попутно захватив главный приз каннской программы «Особый взгляд», — словосочетание, точнее всего характеризующее творческий метод режиссера.
9. «Рома», Альфонсо Куарон
Альфонсо Куарон после долгих голливудских гастролей возвращается в родную Мексику, чтобы на деньги Netflix снять очень личную черно–белую картину и устроить настоящую революцию в индустрии фестивального кино. «Рома» — не только крайне значительное художественное произведение, но и первый триумф стриминговых сервисов на поле авторского кино. На Венецианском кинофестивале не многие вспомнят, когда «Золотой лев» был настолько предсказуемым.
10. «Сердце мира», Наталья Мещанинова
Таких диалогов, как Наталья Мещанинова, в России сейчас не способен написать больше никто. Режиссеру «Комбината надежды» и сценаристке «Аритмии» давно пора в высшую лигу отечественного кино, и «Сердце мира» — безусловный в нее билет.
Максим Заговора