"ДП" возобновляет ревизию главных долгостроев и незавершенных инвестпроектов. Новый обзор посвящен Выборгскому району, насыщенному объектами как промышленного кластера, так и жилого сектора. Нехватка деловых и общественных пространств привлекала бизнесменов на север города, но попытки оживить это место не всегда приводили к успеху.
Проблемы с реализацией своих замыслов на Выборгской стороне настигали стройкорпорацию "Элис" Вадима Штерцера и Андрея Брындикова, компанию "СТЭП" Дмитрия Куниса и других известных предпринимателей. На десятилетия затягивались планы чиновников разнообразить жизнь района культурно-развлекательными учреждениями.
"ДП" собрал самые примечательные строительные проекты Выборгского района, от которых инвесторы полностью отказались или отложили до лучших времен. По этой причине в обзор, например, не включены ЖК "Новая Скандинавия" и "Лондон Парк", где уже частично прошел этап заселения. Еще один знаменательный ЖК "Светлана" в списке главных долгостроев присутствует — в Смольном до сих пор подгоняют застройщика, не справляющегося со сдачей дома на Зеленогорской улице.
Финская копия
Летом 2008 года в Петербурге анонсировали строительство крупного общественно-делового центра с международным автовокзалом в районе промзоны Парнас. Комплекс должен был расположиться рядом с конечной станцией синей линии метрополитена. Инвестиции в проект оценивались на сумму свыше 7 млрд рублей. Концепцию застройки сравнивали с Kamppi в Хельсинки, где транспортный терминал успешно совмещается с торговыми площадками.
Земельный участок под изыскательные работы, как писал "ДП", выделили ООО "Сидней" — подразделению компании SIB, которая сама являлась девелоперской структурой группы "СТЭП" Дмитрия Куниса и Юрия Иоффе. На транспортной составляющей изначально настаивали власти города, которые хотели с помощью инвесторов разгрузить вокзал на Обводном канале и решить проблему автобусного сообщения Петербурга с севером Ленобласти, Карелией и Финляндией.
На фото: Проект многофункционального комплекса с автовокзалом у станции метро "Парнас"
В том же году прошло заседание Градостроительного совета, на котором обсуждали проект на Парнасе. В отчете указывается, что концепция развития площадки предполагает создание четырех офисных комплексов, конгресс-центра, спортивного комплекса с бассейном, гостиницы, перехватывающего паркинга, автовокзала, АЗС, сопутствующих сооружений обслуживания автотранспорта, пешеходной крытой галереи и бульвара. Стилистика архитектурного решения зданий нового многофункционального комплекса была решена в духе русского авангардизма XX века.
Эксперты высоко оценили представленную работу, однако критику вызвала удаленность транспортного узла от станции подземки. Подводя итог обсуждению, глава комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов назначил дополнительное совещание с представителями метрополитена. Как выяснилось в процессе, согласование проекта с метрополитеном оказалось не главной проблемой.
Большую часть территории занимали линии электропередач и инженерные сети, из-за чего долгое время пришлось добиваться выноса коммуникаций за пределы участка. Генеральный директор "Сиднея" Дмитрий Гершон заявлял, что предпроектную работу придется продлить, а площадь коммерческой застройки сократить вдвое — с 300 тыс. м2 до 100-120 тыс. м2. Изначальный замысел претерпел значительные корректировки.
На этом фоне в Смольном продолжали настаивать на строительстве нового автовокзала в районе станции "Парнас". В 2009 году в Петербурге была принята новая схема развития транспортной инфраструктуры, куда включили узел на севере города. "Ежегодно в международном и междугородном сообщении перевозятся около 8 млн человек, то есть больше, чем охватывает аэропорт Пулково. Главный недостаток современной схемы — малое количество и неудобное размещение автовокзалов. В городе отсутствует специализация пунктов отправления автобусов", — комментировал Николай Асаул, на тот момент возглавлявший комитет по транспортно-транзитной политике.
Объект на "Парнасе" власти Петербурга планировали запустить одним из первых. Однако расширение автовокзальной сети затормозилось. По последним заявлениям чиновников, открытие ТПУ на севере ожидается после 2020 года. Стоимость здания под автобусный вокзал оценивается в 552 млн рублей.
На фото: Проект автовокзала возле станции метро "Парнас"
Развитием деловой зоны на Парнасе теперь занимаются другие предприниматели. За время согласования планировки состав учредителей компании "Сидней" поменялся. По данным базы "СПАРК", "СТЭП" и SIB больше не имеют отношения к организации. Владельцами структуры стали Эльшан Киржанов, Илхам Гаджиев и Байрам Мусаев. На данный момент из некогда масштабного проекта реализовать удалось часть торгового назначения. В июле 2018 года у станции метро открылся ТК "Парнас-Сити" на 15 тыс. м2.
Ненужный ДК
Подножие поклонной горы на углу проспектов Мориса Тореза и Энгельса начали застраивать еще в 1970-х годах. Предполагалось, что на участке в самом центре спальных кварталов появится дворец культуры объединения "Светлана". Необычное здание спроектировали в виде круга с овальными окнами и зрительным залом на 2,2 тыс. мест. Однако стать полноценной площадкой культурной жизни района ДК так и не смог. В 2000-е власти Петербурга решили застроить территорию жилой недвижимостью. Объект к тому моменту уже был законсервирован.
В 2007 году стало известно о планах строительной корпорации "Элис" Вадима Штерцера и Андрея Брындикова снести дворец и построить на его месте 90-этажный небоскреб. По задумке инвесторов, многофункциональный комплекс должен был стать вторым по высоте в Петербурге после "Охта-центра". Для начала стройки нужно было найти 300 млн евро. Но мечтам бизнесменов не суждено было сбыться. В ситуацию вмешался финансовый кризис, после которого высоту МФК снизили вдвое.
На фото: Снос ДК на проспекте Мориса Тореза
Еще одной проблемой стали протесты жителей соседних корпусов, которые выступали против уплотнительной застройки. Так, к губернатору Георгию Полтавченко обращалась депутат Елена Бабич. Она просила прислушаться к мнению недовольных граждан. Строительство высотки было заморожено, а в 2014 году стало известно, что "Элис" продал участок компании "Лидер Групп". Сделка оценивалась в 1 млрд рублей. Как сообщал "ДП", стройкорпорация решила избавиться от имущества, чтобы рассчитаться с долгами перед Сбербанком.
Новые владельцы активов медлить не стали. Вместо МФК был согласован ЖК "Ленинград" на 923 квартиры. Строительство и продажи квартир бизнес-класса стартовали после завершения сделки. Инвестиции в этот проект оценивались в 2,6 млрд рублей. Как указано на сайте застройщика, сдать ЖК планируется во II квартале нынешнего года.
Вторая "Светлана"
Один из самых старых долгостроев Выборгского района ЖК "Светлана", расположенный у Светлановской площади, не могут завершить уже больше 15 лет. По информации комитета по строительству, к 2015 году общая готовность дома составляла 85%. Главной проблемой было отсутствие постоянного финансирования объекта, строительство велось за счет фактических продаж.
Из-за постоянного переноса сроков возведения ЖК Смольному пришлось взять его под особый контроль. Одно из последних совещаний в правительстве, проводившееся для разбора ситуации вокруг "Светланы", состоялось в октябре 2018-го. Заместитель председателя ведомства Евгений Барановский встречался с представителями прокуратуры, генеральным директором застройщика ООО "Невский Луч" Сергеем Шориным, главой генподрядной компании ООО "Леда" Андреем Храмовым и дольщиками.
По словам Шорина, для ввода ЖК в эксплуатацию необходимо было сделать прокол под железнодорожной веткой, проходящей неподалеку, чтобы соединить здание с кабелем электроснабжения. Договоренность с РЖД была достигнута. На объекте также начались работы по монтажу блочной трансформаторной подстанции. Евгений Барановский отметил, что ситуация с подключением ЖК к электросетям сдвинулась с мертвой точки, однако вопрос с паркингом, без которого дом сдан не будет, так и не решили.
В январе нынешнего года в компании "Невский Луч" заявили, что индивидуальные тепловые пункты готовы, в начале февраля планируется пуск тепла в жилую часть. Котельная готова к пуску тепла, заключены и оплачены договоры по обеспечению объекта природным газом.
"Темпы производства работ неудовлетворительны! Коллеги, необходимо немедленно приступить к работам по устройству внутренних сетей электроснабжения", — призвал Евгений Барановский. Также застройщику поручили привести всю рабочую документацию в соответствие с проектом и разделить строительство на этапы для раздельного ввода жилой части и паркинга. На сайте проекта обещают ввести дом в эксплуатацию во II квартале 2019 года.
Заброшенное наследие
Следующие два объекта в обзоре "ДП" — заброшенные и полуразвалившиеся здания, доставшиеся в наследство от советского прошлого. Речь идет об усадьбе-ресторане в Удельном парке и законсервированном кинотеатре "Фестиваль" на проспекте Культуры.
Особняк с ротондой в парке, как свидетельствуют архивные данные, открылся в 1958-м году как диетическая столовая-ресторан "Лесной". В зимнее время зал был рассчитан на 80 мест, летом за счет открытой террасы заведение могло обслуживать более двухсот посетителей. По информации проекта "Обнови город" Фонда имущества Петербурга, в 1990-х место облюбовали криминальные авторитеты, ресторан переименовали в "Охотничий домик".
В 2000-е ресторан закрылся, компания-владелец бизнеса ООО "Трансатлантика" собирались превратить его в центр досуга и отдыха. Однако инвестдоговор отменили. Причиной расторжения назывались неоднократные нарушения условий документа. После неудачных попыток провести реставрацию здание забросили, часть помещений за это время выгорела.
Попытки спасти бывший ресторан не прекращаются. Летом 2018-го Фонд имущества провел торги и сдал объект в аренду на 49 лет. Арендатором за 4,5 млн рублей стала компания ООО "Картман и Брофловски". Планируется, что здание отремонтируют и откроют в нем трехзвездочную гостиницу.
Схожая участь постигла построенное в 1986-м году здание кинотеатра "Фестиваль" на проспекте Просвещения. Как писал "ДП", объект перестали использовать по прямому назначению в 1990-х, он начал пустовать и зарастать деревьями, а на его стенах стали появляться граффити. На протяжении последних лет власти несколько раз меняли свои планы по реанимации площадки. В бывшем кинотеатре хотели организовать зал для репетиции оркестров, открыть дом молодежи, отдать под нужды социального проекта "Окно в мир" для помощи детям с ограниченными возможностями.
"Сегодня город рассматривает возможность отдать здание дому молодежи "Форпост" и ищет инвестора, который бы смог отремонтировать советский кинотеатр", — рассказывала заместитель директора дома молодежи Елена Неволина. "Форпост" собирался переделать объект под выставочный комплекс, общая площадь которого будет около 4,2 тыс. м2. По предварительным прогнозам, запуск площадки ожидался после 2019 года.
В январе прошлого года с подачи проекта "Обнови город" Фонд имущества отложил вопрос о целесообразности продажи здания на торгах. Кинотеатр обещали включить в адресную инвестиционную программу с дальнейшей реконструкцией. В ноябре во время нулевых чтений городского бюджета глава Выборгского района Валерий Гарнец подтвердил планы реставрации "Фестиваля". По его словам, на приведение здания в прежний вид потребуется 350 млн рублей.