Шлемы VR подешевеют и откроют дверь в матрицу, политические фейки заполонят YouTube, а родственники не удивятся, застукав вас ночью за беседой с холодильником… Конечно, если его не заблокирует Роскомнадзор.
Когда речь заходит о технологиях, меняющих мир, вспоминается Стив Джобс и его презентация первого iPhone. Это был 2007 год, мало кто думал, что скоро весь мир уткнется в свои гаджеты, полностью перестроив потребительские привычки. Повторить успех Apple сегодня непросто, но кое–какие технологии все же могут изменить и повседневную жизнь, и бизнес.
В кругу фейков
Список самых заметных трендов 2019 года составила норвежская телекоммуникационная компания Telenor. Технология номер один — это продвинутые подделки, или deepfake. За счет искусственного интеллекта и нейронных сетей качество фейков вырастет настолько, что отличить их от реальности будет практически невозможно. Примеры уже есть. Издание The Wall Street Journal рассказывало о разработке, в которой жестикуляции производил актер, а программа накладывала эти действия на видео бывшего президента Барака Обамы. Когда актер начинал говорить, Обама на видео делал то же самое.
Продвинутый российский интеллектуал тут, конечно, пригрозит кулаком западным умельцам и укажет на классику — Виктор Пелевин все это подробно описал еще 20 лет назад в своем романе «Generataion П». Но одно дело высокое постмодернистское искусство, а другое — суровая реальность, где о фейках спорят не только на кухне, но и в Совбезе ООН. С другой стороны — разве когда–то нам лгали меньше, задается вопросом Николай Вахтин, профессор факультета антропологии Европейского университета: «Даже если я увижу своими глазами в интернете, например, как Тереза Мэй со слезами на глазах признается в тайной любви депутату Милонову, я не поверю, потому что этого не может быть. Чтобы понимать, что этого не может быть, нужно иметь по возможности адекватную картину мира. В конце концов, deepfake появляется не столько в результате развития технологий, сколько в результате роста спроса на фальшивые новости. Кому–то хочется, чтобы его обманывали, — ну что ж, он получит то, к чему стремится. Те же, кто хочет знать, как обстоят дела на самом деле, всегда до правды докопаются, было бы желание — и достаточное образование».
Чат–бот для холодильника
Еще один тренд из списка Telenor — внедрение чат–ботов, управляемых голосом, в домашние устройства. Самый простой пример: можно дать голосовую команду чайнику — не кипятиться. И это не цифровая мода, просто–напросто так удобнее. Уже сегодня 20% всех запросов к Google сделаны голосом, а к 2020 году их объем может достигнуть 50%.
«Будут развиваться «Сири», «Алисы» и прочие, но как платформы для разработки новых приложений, возможно совершенно с другим применением, чем задумано в Google и «Яндекс», — считает директор Института исследования интернета Карен Казарян. А по оценкам компании Just AI, российский рынок разговорного AI в следующем году вырастет в 3 раза, до 1,5 млрд рублей (и до 33 млрд рублей к 2023 году).
Сооснователь и директор по развитию Voximplant Сергей Порошин подтверждает тенденцию для бизнес–процессов. «Сейчас голосовой бот обходится в 2–3 раза дешевле оператора call–центра, при этом требуя минимального обучения. Согласно нашей статистике, 30% звонков в крупных организациях обрабатываются роботизированным способом, и цифра может вырасти до 60% уже в следующем году», — говорит он. А вот для решения индивидуализированных задач чат–боты по ка не доросли, так что личная секретарша из «Сири» и «Алисы» не получится. Ну если только кофе приготовить.
Матрица все ближе
А вот про виртуальную реальность специалисты из Telenor ничего не написали. Зато в своем обзоре ее упоминают аналитики Gartner, а также эксперты, опрошенные «ДП».
«Есть ощущение, что эта технология все–таки выстрелит, — говорит Игорь Рождественский, генеральный директор консалтинговой компании Martal Spb. — Пока там тишина, но под этой тишиной, как под коркой засохшей лавы, некие бурления происходят. Помните такое высказывание: покупайте землю, земли больше не будет? Мне кажется, что виртуальная и дополненная реальность — это именно способ сделать новую землю, дополнительную. Пока что проблема в том, что мало кто занимается этой сферой, поскольку нет дешевых очков. Но и дешевых очков не появляется, поскольку сфера пока не настолько популярна. Это стартовый порочный круг».
Дешевые устройства есть, но пока они не такие удобные, чтобы пользоваться, например, в публичных местах, добавляет руководитель ассоциации дополненной и виртуальной реальности Екатерина Филатова. «Технология очень быстро развивается, но не настолько, чтобы устройства на следующий год оказались у каждого в кармане. Тем не менее широкая аудитория уже интересуется проектами с использованием VR/AR. Одновременно и бизнес нащупал сферы, в которых она дает положительные результаты», — говорит она.
Повторяем за Китаем
Еще одна технология, которая может получить мощное развитие в 2019–м, — цифровые портреты людей. «Как это ни противно, но это может выстрелить уже в наступившем году. Потому что все говорят, какие китайцы плохие с их системой социального рейтинга, но делают все то же самое. Все собирают данные», — констатирует Дмитрий Рождественский. Второе дыхание может получить технология 3D–печати, которая в последнее время притормозила рост. Как объясняют специалисты, главная проблема там сейчас — сертификация. Ведь на 3D– принтере можно напечатать автомобиль, однако ездить на нем никто не позволит. Если эта проблема будет решена, это даст толчок всему рынку. Также в 2019 году эксперты надеются увидеть первые значимые «островки» 5G–интернета, развитие индустриального интернета вещей, прогресс в разработке квантовых компьютеров и появление этики для искусственного интеллекта (например, кого спасать первым — ребенка или старушку).
Выбор России
На самом деле нет одной заветной технологии, которая преобразит мир, уверен Александр Болдачев, футуролог и системный архитектор блокчейн–платформы Apla. «Мы живем не в то время, когда одна чудо–машина (паровая) может все изменить. Беспилотным автомобилям через 5G нужно достучаться до датчиков интернета вещей, получить результаты облачных вычислений больших данных и сделать запись об аварии в блокчейне, чтобы смарт–контракт смог перевести страховку. И только так. По отдельности — никак. Произойдет ли описанная интеграция в 2019 году? Нет. Уже хорошо, если проблема будет сформулирована и наметятся варианты ее решения», — говорит он.
Пока же среди сенсационных анонсов о технологиях будущего затесались совсем другие новости. Вот, например, Роскомнадзор в 2019 году обещает потратить 20 млрд рублей на внедрение системы «умного анализа» трафика. Это значит, ведомство сможет блокировать не IP– адреса, а весь трафик, похожий на шифровку Telegram. Одновременно в Госдуме предпринимаются немалые усилия, чтобы обеспечить технологическую базу на случай отключения Рунета. Понятное дело, отключать будем не мы, а внешние агрессоры, но тут уж как фейк из телевизора скажет.
Найдется ли в этом прекрасном новом мире место виртуальной реальности, 3D– принтерам и умной технике с встроенными чат–ботами? Или нам по пути с системой социальных рейтингов и автоматического распознавания экстремизма уже на стадии мыслепреступления? Это тоже вопрос, и первые ответы на него, вполне возможно, найдутся в наступившем году.