Еще 2 недели назад судьба миллиардера Дмитрия Михальченко могла стать удивительной вехой в истории российских уголовных преследований за экономические преступления.
После весьма эпического приговора в Басманном суде (напомним, что суд приговорил олигарха к 4 годам 7 месяцам колонии общего режима), оказавшегося неожиданностью как для стороны защиты, так и для стороны обвинения, стали высказываться довольно смелые предположения, что через пару месяцев бизнесмен вновь вдохнет полной грудью воздух свободы.
Основанием для эмоций послужила смена квалификации преступления, в котором обвинялся Дмитрий Михальченко. Изначально миллиардеру вменяли ч. 3 ст. 200.2 УК РФ (контрабанда алкоголя организованной группой). Это преступление относится к категории особо тяжких, и санкции по данной статье — до 12 лет лишения свободы. Однако судья Елена Ланская не усмотрела у подсудимых действий в составе организованной группы и переквалифицировала преступление на более мягкий состав — ч. 2 ст. 200.2 (контрабанда по предварительному сговору).
Это обозначало ровно следующее: арестованный в марте 2016 года глава холдинга "Форум" может оказаться на свободе в конце марта 2019–го, если брать за точку отсчета новые правила УК по поводу исчисления сроков наказания для экономических преступлений. Согласно нововведению срок наказания рассчитывается из расчета день за полтора. Таким образом, процессуальный статус миллиардера в конце марта мог серьезно измениться в сторону улучшения. Ведь для того, чтобы заключить его под стражу снова, следствию понадобились бы недюжинные усилия.
В этой связи в бизнес–кругах уже появились осторожные замечания на тему, что смягчение участи Дмитрия Михальченко связано в первую очередь с тем, что проект развития Бронки без его участия может оказаться весьма далек от заложенного в него изначально экономического успеха.
Однако чуда не произошло. Не успели в СМИ появиться сообщения о том, что бизнесмен вот–вот перешагнет порог родного дома, как следствие с драконьей скоростью вышло все в тот же Басманный суд Москвы с ходатайством об аресте петербургского предпринимателя. На сей раз основанием для избрания меры пресечения послужило новое обвинение.
Как мы уже писали, Дмитрия Михальченко обвиняют в создании организованного преступного сообщества с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 210 УК РФ) и присвоении имущества в крупном размере. Следствие считает, что коммерсант совместно с Андреем Каминовым из ФГУП "Атэкс" и бизнесменами Станиславом Кюнером, Сергеем Литвиновым, Дмитрием Торчинским и Сергеем Переваловым при участии генерал–майора ФСО Игоря Васильева организовал масштабные хищения государственных средств при строительстве резиденции президента России в Ново–Огарево.
Надо сказать, что первоначально фигурантам дела инкриминировалось хищение путем мошенничества на сумму 225 млн рублей. В окончательной редакции обвинительного заключения статья изменилась на растрату 1,5 млрд рублей.
Теперь следствию предстоит решить две непростые задачи. Во–первых, доказать, что глава холдинга "Форум" лично руководил созданием ОПС — при том условии, что, по версии адвокатов, он не был очно знаком с большинством обвиняемых. Во–вторых, следствию придется убедить суд в том, что предпринимателю, имеющему один из самых диверсифицированных бизнесов в Петербурге, зачем–то понадобилось обобрать строительство резиденции главы государства, сколотив для этого банду из коммерсантов.