Обильные снегопады в январе и первой половине февраля в Петербурге привели к большому количеству ДТП, коммунальных аварий, повреждений автомобилей из-за падения льда с крыш и даже одной смерти. "ДП" попросил страховые компании рассказать, с чем были связаны самые дорогие страховые случаи этой зимы.
В этом году коммунальщики могут принести ощутимые расходы страховщикам. Сезон не закончился, поэтому из-за резких изменений погоды аварии все еще продолжаются, а страховые компании все еще фиксируют обращения по случаям, которые произошли ранее. Суммы ущерба при этом варьируются от десятков тысяч рублей до нескольких миллионов. Пока самый дорогой случай произошел у "Альфа Страхования", где убыток составил почти 5 млн рублей.
По данным опрошенных компаний, больше всего этой зимой пострадали автомобили. Наиболее частые причины — сосульки, падающие на припаркованные автомобили, и ДТП. А вот случаев обращений граждан из-за травм было довольно мало, чему в страховых компаниях несказанно рады.
Тяжелый период
Зимой рост клиентских обращений в страховые компании фиксируется традиционно, но некоторые компании признались, что в этом году было заявлено большее количество страховых случаев по сравнению с прошлой зимой.
Интернет уже облетели фотографии зимнего Петербурга с разбитыми припаркованными автомобилями.
В "Тинькофф Страховании" сообщили, что в зимний период 2019 года доля клиентских обращений, связанных с погодными условиями в Петербурге и Ленинградской области, в 2,5 раза выше, чем за аналогичный период в прошлом году. При этом максимальная сумма ущерба по одному страховому событию — падение снега на крышу автомобиля клиента, — составила 250 тыс. рублей.
Также значительный рост страховых случаев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года заметили в страховой группе "Ренессанс Страхование": "Пик падений наледи на автомобили пока еще не пройден, в нашей компании почти все случаи падения посторонних предметов на автомобили всегда фиксируются в конце зимы — начале весны, то есть это февраль-март. При этом за декабрь-январь в этом году по Петербургу у нас уже зарегистрировано 37 таких обращений, в 5 раз больше, чем за аналогичный период прошлой зимы", — рассказал "ДП" управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств группы "Ренессанс Страхование" Сергей Демидов.
Рост количества обращений в "Ренессансе" по каско этой зимой превысил 16%, а рост суммы выплат составил 35%: "Это чуть менее 5,2 тыс. заявлений об убытках за ноябрь-январь на сумму более 375 млн рублей против 4,5 тыс. на сумму 278 млн за аналогичный период прошлого года. На этот рост повлияли и увеличение количества застрахованных автомобилей, и колебания курса рубля, но основной фактор — это сложная ситуация с уборкой снега", — добавил Сергей Демидов.
Эксперт добавил, что большинство самых крупных страховых случаев также были связаны с погодой. Самые частые обращения были по ДТП, в которых произошел наезд на препятствие или съезд в кювет.
"Самые крупные такие убытки по Петербургу — полное уничтожение BMW X3 на трассе Огоньки — Стрельцово, где произошел съезд в кювет, а также полное уничтожение Hyundai Genesis на Лиговском проспекте, где случился занос при движении по прямой и столкновение с оградой. В первом случае сумма убытка составила 2,9 млн рублей, во втором — 1,7 млн", — поделился Сергей Демидов.
В общей сложности количество ДТП за сопоставимый период в "Ренессанс Страховании" увеличилось более чем на 700. "Причем рост этот зафиксирован, даже несмотря на постоянный рост спроса на каско с франшизой. По таким договорам клиенты не заявляют страховой случай при небольших убытках", — уточнил эксперт.
Довольно ощутимой эта зима оказалась и для "Альфа Страхования". Так, по словам руководителя управления урегулированных розничных убытков "Альфа Страхования" Заура Карданова, количество обращений в компанию из-за ДТП этой зимой увеличилось на 17%: "Возросло как число столкновений транспортных средств из-за сильной гололедицы, так и число повреждений автомобилей о заледенелые участки слежавшегося снега. В области транспортные средства оказывались в кювете в силу того, что водители не справлялись с управлением на скользкой дороге, особенно на поворотах. Также до сих пор к нам обращаются клиенты по страховым случаям, связанным с повреждениями автомобилей по причине падающих с крыш снега, наледи и сосулек", — уточнил он.
При этом среди обращений были также случаи полного уничтожения автомобилей, когда восстановление транспортного средства, по оценке компании, было экономически нецелесообразным. Самый дорогой случай в Петербурге у "Альфа Страхования" произошел с тотальным повреждением "Мерседеса GLS", сумма ущерба по которому составила 4,75 млн рублей.
Помимо этого, не обошлось и без многострадальных сосулек: "В этой ситуации автомобиль чаще всего получает повреждения капота, крыши, багажника и стекла. Нашей компанией в этом году были зафиксированы обращения, когда были повреждены все части одномоментно", — рассказал Заур Карданов.
Также в "Альфа Страховании" отметили значительный рост обращений по ОСАГО — более чем на 20%. По падающему снегу и льду с крыш домов на авто у компании было 14 обращений по каско. Лидером по убыткам из-за сосулек стал Mersedes E300, выплаты по нему составили более 1 млн рублей.
Страховые случаи по ОСАГО в "Ингосстрахе" в январе 2019 года выросли на 15,7% по сравнению с январем 2018-го. Если же рассматривать промежуток с декабря 2018 года по 15 февраля 2019 года, то общее увеличение составляет 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
"На текущий момент самый крупный заявленный убыток зафиксирован в страховании каско. Страховой случай произошел во Всеволожском районе в конце декабря 2018 года. Водитель не учел метеорологических условий, не справился с управлением и допустил съезд в кювет. В результате полученных повреждений автомобиль не подлежит восстановлению. Страховая сумма по полису каско составляет более 3 млн рублей", — рассказал директор филиала СПАО "Ингосстрах" в Петербурге Владимир Храбрых.
У "Ингосстраха", так же как и у других страховых компаний, наибольшее число обращений пришлось на ДТП: "К ним относятся случаи ДТП по причине обледенения проезжей части, аквапланирования и последующего столкновения с ограждениями, другим транспортом и снежными заносами на обочинах дорог. Кроме того, видимость в условиях темного времени суток, при поднимаемой в воздух транспортом грязной водяной пыли в совокупности с метелью и мокрым снегом была крайне низкой", — добавил Владимир Храбрых.
Штатная ситуация
Некоторые страховые компании отметили, что для них эта зима пока развивается в штатном режиме. Например, заметного всплеска обращений по каско не увидели в "Росгосстрахе": "В декабре-феврале есть рост на 35-40%, но это по отношению к октябрю-ноябрю. Статистика обращений по каско по конкретным причинам повреждений автомобилей в филиале не ведется. Обращения, связанные с падением на машины сосулек или наледи, мы фиксируем и так ежегодно", — говорит директор филиала ПАО СК "Росгосстрах" в Петербурге и Ленинградской области Сергей Дудин.
Он отметил, что в непогоду скорость автомобилей на городских дорогах небольшая, поэтому чаще всего после ДТП требуются мелкие кузовные работы, замена фар. Хотя в этом случае цена ремонта зависит от марки и модели автомобиля.
"Если говорить о падении сосулек и наледи, то чаще обращаются по поводу разбитых стекол. Самый дорогостоящий автомобиль в этом году — Lexus, у которого упавшая сосулька повредила лобовое стекло. Замена, по предварительной оценке, обойдется в 80 тыс. рублей", — рассказал эксперт.
Никаких существенных различий в сравнении с прошлом годом не увидели в "РЕСО-Гарантия". При этом, если судить только по обращениям по страхованию каско, то количество таких заявлений в компании в 2019 году даже уменьшилось: "В Петербурге три застрахованных по каско авто получили "ранения" разной степени тяжести от прилетевших сосулек, хотя в прошлом году за тот же период было 12 заявлений", — сообщили в компании "ДП".
В компании "Согласие" отметили, что общее количество убытков компании этой зимой оказалось не больше прошлогоднего. "В этом году снег и изменения дорожной обстановки пришли позже, чем в прошлом. Сейчас, во время массовой уборки снега и льда с крыш, есть отдельные обращения по поводу повреждений автомобилей и имущества в результате падения снега и льда. Но они не являются массовыми", — считает директор Северо-Западного окружного филиала СК "Согласие" Алексей Букин.
Самый дорогой страховой случай также пришелся на ДТП: Rolls-Royce столкнулся с микроавтобусом. При повороте микроавтобус занесло, и встречная машина Rolls-Royce не смогла затормозить на скользкой дороге при скорости движения 15-20 км/ч. Ущерб составил более 3 млн рублей.
Травмы горожан
В отличие от автомобильных происшествий, заявления от граждан о полученных травмах из-за погодных условий довольно редки. У страховых компаний это либо единичные случаи, либо таких обращений нет вовсе.
"К тому же такие случаи заявляются не сразу. Грубо говоря, это не происходит по схеме "упал — очнулся — побежал в страховую". Как правило, после наступления страхового случая пострадавшему требуется время на лечение, восстановление, сбор справок, и только после этого клиенты обращаются с заявлением в страховую компанию", — отметил представитель "РЕСО-Гарантия". Также в компании добавили, что количество обращений физических лиц из-за травм пока этой зимой не отличается от любого другого времени года, а обращений по полисам "Личная защита" конкретно из-за падения сосулек этой зимой не было вовсе.
В "Ренессанс Страховании" рассказали, что в компании не фиксируют причины получения травм, но в целом количество страховых обращений от физических повреждений от граждан зимой традиционно растет: "Но этот рост обращений может быть вызван, допустим, просто страхованием нескольких коллективов спортсменов, поэтому сложно подсказать рост травматизма именно из-за непогоды", — отметил представитель "Ренессанса" Сергей Демидов.
В "Ингосстрахе" в январе было два заявления по несчастным случаям: "Но важно понимать, что данный вид страхования имеет низкий уровень проникновения — по нашей оценке, он не превышает 1%. По страхованию ДМС количество страховых случаев по риску "травма" увеличилось на 20%", — поделился директор петербургского филиала "Ингосстрах" Владимир Храбрых.
Все остальные страховые компании отметили, что у них не было ни одного случая страховых выплат по травмам из-за погодных условий.
Страховщики уже привыкли, что зима обычно горячий период в этом секторе бизнеса. Поэтому расходы заранее вкладываются в счет будущих убытков. Большинство компаний отметили, что не готовятся как-то заранее к наступлению зимы. Но все же некоторые приготовления были.
Например, "Росгосстрах" заключил договоры на выполнение ремонтных работ с ведущими областными дилерами и станциями техобслуживания автомобилей. В "Ингосстрахе" создали схему удаленного урегулирования убытков на СТОА дилерских центров по каско. Также регулирование убытков в разных частях Петербурга происходило с помощью нескольких специальных бренд-офисов.