Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко подписал на Российском инвестиционном форуме в Сочи сразу несколько соглашений. Крупнейшее по масштабу из них — о создании Приморского универсально–перегрузочного комплекса (УПК). По замыслу властей региона, он станет стержнем крупного портового хаба. Александр Дрозденко рассчитывает даже на то, что этот хаб войдет в тройку крупнейших в Европе.
Свобода от грузовладельцев
Проект был одобрен советом по размещению производственных сил Ленобласти еще в 2016 году. Позднее он был включен в стратегию социально–экономического развития Ленобласти до 2030 года и в долгосрочную программу развития ФГУП "Росморпорт" до 2020 года, но долгое время оставался лишь на бумаге.
Со стороны инвестора документ подписан председателем совета директоров ООО "Приморский УПК" Рамисом Дебердеевым. По данным СПАРК, он является совладельцем 16 компаний, наиболее известная из которых — лесной терминал "Фактор" в Усть–Луге. В Приморском УПК ему принадлежит 26%–ная доля. Другие совладельцы — Илья Трабер (26%), Артем Бегун, Владимир Даниленко и Сергей Пупко (по 16%).
Комплекс разместится в северо–восточной части Финского залива, в 1,5 км от порта Приморск и в 6 км от железнодорожной станции Ермилово. Заявленная сумма инвестиций — 90,6 млрд рублей. Прогнозируемый срок окупаемости проекта — 10–12 лет. Строительство на 90% будет профинансировано за счет привлеченных средств. Каких именно — пока неизвестно.
Грузооборот составит до 70 млн т в год. В новом порту в основном будут обрабатывать уголь, минеральные удобрения, зерно, контейнеры, генеральные грузы. Таким образом, будут возведены пять перегрузочных комплексов. Для размещения объекта выкуплено 780 га площади. Инвестпроект, как было объявлено в Сочи, позволит создать более 3 тыс. дополнительных рабочих мест.
Рамис Дебердеев считает сильной стороной проекта намерение свести на ноль связи с конкретными грузовладельцами и поэтому называет будущий порт "свободным". Бизнесмен подчеркивает, что основная задача УПК — оказание услуг по перевалке. Предприятие будет придерживаться позиции "не конкурировать с клиентами".
Переориентировать потоки
В администрации Ленобласти уверены, что именно этот проект увеличит мощности планируемой к созданию в следующем году особой экономической портовой зоны. Обычно на территории таких особых зон действуют налоговые преференции в виде, к примеру, льгот по НДС, налогу на имущество, таможенных льгот — это предлагается резидентам как выгодный бонус.
Еще одна задача, которую ставят перед собой как областные, так и федеральные власти, — стимулировать переориентацию грузоперевозок с портов Финляндии и Прибалтики на российские. Это помимо прочего даст возможность для развития областных припортовых территорий. Согласно прогнозам некоторых экспертов, порт в Приморске будет мощнее рижского как минимум вдвое.
Руководитель образовательного направления "Менеджмент" РАНХиГС Александр Нещерет отмечает, что создание самостоятельной современной портовой зоны обсуждается довольно давно. И строительство многопрофильного глубоководного перегрузочного комплекса в Ленобласти может стать хорошим подспорьем в реализации этой идеи.
"Отдельного внимания заслуживает тот факт, что комплекс глубоководный, то есть рассчитан на прием судов большого тоннажа и осадки. Этого не хватает уже существующим портам. Помимо того, Прибалтика — наш прямой конкурент в части грузопотока. Если мы нарастим мощности по перевалке, то перевозчики придут к нам и потоки получится переориентировать. Организация хаба повлечет за собой развитие железнодорожной сети, понадобятся также ремонтные базы, постепенно будут решаться инфраструктурные проблемы, вопросы с занятостью населения, развитием технологий", — говорит Александр Нещерет.
Одновременно он призывает не забывать о комплексе природоохранных мероприятий. "Уже сейчас стоит задуматься над политикой в части экологии, ведь проект повлечет серьезную техногенную нагрузку на окружающую среду", — добавил он.
Усть–Лугу тоже не забыли
В Сочи Александр Дрозденко подписал также соглашение с компанией "Ультрамар". Она намерена построить в деревне Вистино Кингисеппского района промышленно–логистический комплекс для хранения и перевалки сухих минеральных удобрений общей площадью 22 га. Объем инвестиций — 16 млрд рублей.
АО "Вагонная ремонтная компания 1" (ВРК–1, филиал РЖД) готово потратить на строительство вагонного ремонтного депо 6,8 млрд рублей. Мощность предприятия, база которого разместится в поселке Новый Свет Гатчинского района, составит 17,4 тыс. вагонов в год. Завершение строительства намечено на 2021 год.
Решение открыть депо было принято в связи с оптимистичными прогнозами перевалки грузов в порту Усть–Луга. По оценке РЖД, к 2025 году объем перевалки достигнет 130 млн т в год. В прошлом году в Усть–Луге перевалили 98,7 млн т грузов — на 4% меньше, чем в 2017–м.
Под управлением ВРК–1 уже работают депо на железнодорожных станциях Тосно и Фарфоровская. Наращивание мощностей (помимо усть–лужских перспектив) необходимо компании в связи "с ростом экспортных грузопотоков в направлении портов Петербурга и области, развитием транспортного коридора север — юг, тенденцией по выводу промышленных активов за город". Это повлечет за собой увеличение количества освобождающихся после выгрузки вагонов, нуждающихся в "техподдержке".
Уже в обозримом будущем все плановые ремонтные работы можно будет проводить на региональном предприятии, тем самым сократив расходы на порожнее перемещение вагонов. Спрос будет высоким, не сомневаются в ВРК–1.
“
Территория порта Усть–Луга сегодня почти полностью освоена, свободных мест почти нет, поэтому создание новых портовых объектов по типу Приморского универсально–перегрузочного комплекса имеет перспективы. Успех идеи создания портового хаба будет зависеть от нескольких условий. В их числе — конъюнктура рынка, соответствие ожидаемого уровня грузопотоков реальным возможностям, экономическая эффективность проекта и, в частности, эффективность размещения терминалов на этой территории с учетом существующих естественных условий.
Сергей Семенов
директор по развитию НПО "Морстройтехнологии"
“
Ожидаемый рекордный объем вложений в развитие портовой зоны Ленинградской области должен повысить инвестиционную привлекательность региона, увеличить внешнеторговый оборот, обеспечить появление новых рабочих мест. В частности, будет расти грузовой оборот, увеличится количество транспортных перевозок. Все это даст хороший импульс дальнейшему развитию Ленинградской области в целом. Новые деньги — это всегда безусловный плюс.
Алексей Калачев
аналитик группы компаний "ФИНАМ"