На фоне снижающихся заработков петербуржцев и падения оборота в сфере розничной торговли fashion-ретейлеры, в том числе класса люкс и премиум, продолжают активно осваивать площади торговых комплексов, среди которых все отчетливее проявляется разделение на "знаковые" и "малые районные". Первые себе теперь могут позволить тщательно выбирать арендаторов и практически не пустуют. Яркий тому пример — ТРК "Галерея", где наблюдается ротация: относительно недорогие бренды замещаются более премиальными.
Согласно данным "Петростата", опубликованным на днях, по итогам 2018 года реальные заработки петербуржцев снизились на 1,8 %. При этом, например, оборот в сфере торговли пищевыми продуктами уменьшился на 8,5%, однако продажи непродовольственных товаров, куда в том числе входит одежда, подросли на 3,8%. При этом с данными "Петростата" согласны далеко не все эксперты.
Рост на фоне падения
В компании Colliers International подсчитали, что самыми активными арендаторами в торговых центрах в 2018 году стали fashion-операторы. В результате новых открытий, расширения площадей и обновления форматов доля занятых ими торговых площадей в ТЦ за прошлый год составила 40% (по объему площадей, без учета заведений общепита). Второе и третье места заняли сегменты развлечений и товаров для детей с долей 17% и 13% соответственно.
Также, по данным Colliers, в наиболее качественных ТЦ количество свободных площадей почти нулевое уже 5-й год подряд, но такая ситуация в принципе наблюдается во многих торговых центрах. Количество незанятых площадей в классических торговых центрах в 2018 году составило только 3,1%.
Fashion-сегмент по итогам 2018 года занял лидирующие позиции по количеству новых брендов, которые пришли в Петербург. Больше всего новых магазинов открылось в ТРЦ "Галерея". Например, на месте бывшего магазина GAP на площади 750 м2 открылся Victoria’s Secret. Французские бренды Undiz и Erborian заняли бывшие площади Motivi и Piu Bello. Помимо этого, совершенно новые для Петербурга бренды открылись в ТРЦ "Охта Молл", ТРК "Радуга" и "Мега Парнас", а также в ДЛТ. Среди них магазин швейцарских часов Hublot и австрийский бренд товаров для дома EGLO (открыли первый магазин в России).
ТЦ привлекательнее
При этом, если рассматривать стрит-ретейл в частности, то там количество открытых fashion-магазинов значительно сократилось: "В 2018 году на рынке стрит-ретейла начали функционировать 838 новых торговых точек. Это на 13% меньше, чем годом ранее. Из важных изменений нужно отметить, что открылось на 55% меньше магазинов одежды, чем годом ранее, — они уступили место салонам красоты", — рассказала "ДП" Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg. При этом сегодня магазины одежды занимают третье место в структуре профилей арендаторов на рынке стрит-ретейла: их доля составляет 10%.
"Ретейлеры одежды и обуви, рассматривая территорию для новой точки в зоне притяжения ТЦ, предпочитают открываться именно в торговых центрах, в первую очередь это касается "Невского центра" и "Галереи", потому что это два самых популярных ТЦ в центральной части города. Однако, например, на Петроградской стороне, где нет такого сильного якорного ТЦ, бренды выбирают Большой пр. П. С., который частично берет на себя функцию такой точки притяжения", — добавила эксперт.
Также освоение торговых центров, а не улиц свойственно и брендам класса люкс. Так, например, в Москве в первой половине 2018 года люксовые бренды покинули Столешников переулок (также известный как самая дорогая улица России по ставке аренды) и переехали в ТЦ. Премиальные бренды освоились в ГУМе,ЦУМе и "Временах года".
Темпы освоения премиум-брендов стрит-ретейла в Петербурге также заметно упали. По данным Knight Frank, в 2018 году в помещениях стрит-ретейла открылось пять магазинов одежды и аксессуаров класса люкс и премиум, в 2017 году открытий было гораздо больше — 17 точек.
"В 2017 году было больше открытий, в первую очередь в силу развития новой локации — "Старо-Невского" проспекта. После переезда туда Louis Vuitton и Chanel в 2016 году за ними последовали Christian Dior и ряд новых брендов — Escada, Bvlgari, Lise Charmel, Wolford, LENA и т. д. Также открылись Escada на Большом пр. П. С., 51, Brunello Cochinelli, Lorena Antoniazzi и Herno на Большой Конюшенной улице. В 2018-м открылись Laurel, Elena Miro, ST-James и прочие бренды", — обратила внимание Анна Лапченко.
Новые бренды, появившиеся в Петербурге в 2018 году
Источник: Исследование Colliers International
По словам руководителя отдела торговой недвижимости компании IPG.Estate Ольги Кожевниковой, если говорить про переезд fashion-ретейлеров из стрит-ретейла в торговые центры, то Петербург в этом отношении опережает Москву. Еще 3-4 года назад сетевые ретейлеры начали "сворачивать" свои магазины в стрит-ретейле и уходить в торговые комплексы, например, Mango, Concept Club и др. Для fashion-ретейла концепция торгового центра со сложившимся покупательским трафиком и покупательской моделью более понятна и логична. Кроме того, сегодня в Петербурге появилась тенденция, при которой в рамках торговых центров активно развиваются магазины российских дизайнеров — как самостоятельные брендовые бутики, так и в качестве мультибрендовых магазинов.
Арендная селекция
Если марки подороже двигаются к торговым центрам, то и ТЦ идут навстречу дорогим маркам. Так, если рассмотреть последние открытия магазинов в "Галерее" (которая, напомним, стала лидером по открытию новых брендов в Петербурге в 2018 году), то можно заметить, что магазины среднего сегмента постепенно замещаются брендами классом повыше. С таким выводом согласна и эксперт Анна Лапченко: "Касательно "Галереи", действительно, есть тенденция замены относительно недорогих брендов более премиальными, в основном на первом этаже. Это говорит о том, что самый популярный ТРЦ в городе движется в сторону этого сегмента. Несколько лет назад здесь прошла реконцепция, и сегодня на первом этаже размещаются бренды именно такого класса. Часто представленные здесь премиальные бренды открывают еще одну точку во встроенных помещениях на Большой Конюшенной улице или Большом проспекте П. С.", — рассказала она.
Денис Цытрин, управляющий директор FM Becar Asset Management, добавляет к этому, что это, скорее, черта именно самой "Галереи", которая является знаковым торговым центром для Петербурга, но не для всего рынка. При этом торговые центры относятся к размещающимся у них арендаторам все более внимательно.
"Галерея" пришла к очевидной мысли о корректировке концепции и приведению всего набора представленных в торговой галерее брендов к единообразию. В целом "Галерея" — премиальный торговый комплекс, поэтому мы видим соответствующую селекцию арендаторов. Что касается ситуации на рынке, я думаю, что мы можем говорить о серьезном разделении типов торговых комплексов на малые районные, например ТЦ "Смайл", более крупные — это "Европолис" — и знаковые —"Галерея". Торговые центры фокусируются на своей аудитории и выбирают арендаторов все более тщательно", — отметил эксперт.
Для "Галереи", в частности, 2018 год стал весьма успешным. Как рассказали "ДП" представители ТРЦ, существенно увеличили свое присутствие бренды Inditex (открытие новых Zara, Massimo Dutti, Uterque), появились новые бутики премиального уровня (EmporioArmani, Twin Set, Max&Co, Armani Exchange), увеличили свое присутствие магазины российских дизайнеров (I Am Studio, 12 storeez), открылись представители брендов косметики — единственные в Петербурге Sephora и Erborian, в линейке спортивных брендов — Under Armour. Также fashion-направление поддержало открытие марок Mezzatorre, Undiz, Aldo, Dr. Martenz.
"В ближайшее время откроются бутики Chanel, Boggi, Liu Jo, Akhmadullina Dreams; в новом формате на большой площади начнет работу H&M", — рассказал представитель ТРЦ “Галерея”.
Директор ТРЦ "Охта Молл" Екатерина Тимофеева рассказала "ДП", что их торговый центр также постепенно переходит на магазины классом выше: "Мы планируем расширять предложение категории "средний +" в нашем торговом центре, а также увеличивать присутствие международных и федеральных брендов. Из наших ближайших открытий — бутик Akhmadullina Dreams", — поделилась она.
За последний год торговый центр значительно увеличил присутствие международных брендов: среди арендаторов появились представители концернов Monex Trading Group, Tendam и Melon Fashion Group. Это бренды Women’secret, Springfield, Love Republic и Mothercare. Также, по словам главы "Охта Молла", у них открылся ряд крупных федеральных брендов: магазины одежды Concept Club, Modis, Familia, Tervolina, магазин обуви и аксессуаров Rendez Vous. Магазины одежды в ТРЦ "Охта Молл" на данный момент занимают около 30%.
И хлеба, и платьев
Как отмечает руководитель отдела торговой недвижимости компании IPG.Estate Ольга Кожевникова, рост на 3,8% в fasion-ретейле вызван повышением стоимости товаров, а не повышением покупательского интереса.
Что касается увеличения площадей fashion-ретейлеров, то оно вызвано лишь тем, что были заполнены свободные площади ТРЦ "Охта Молл", который за прошлый год привлек бренды H&M, Concept Club, CCC, btc wear, Rendez-Vous, Crockid, Love Republic, Zolla, Familia, а также заполнением второй очереди Outlet Village Пулково, где арендовали площади такие бренды, как Guess Accessories, Tommy Hilfiger, Glenfield, Baon, Rendez-Vous, Eleganzza, Lusio, Massimo Renne, Wolford, New Balance, Timberland, Baldinini и "Снежная Королева".
"Если брать не только fashion-сегмент, то в 2018 году мы наблюдали, как с рынка Петербурга ушли финский холдинг Kesko, сеть K-Rauta, сеть магазинов бытовой техники и электроники Media Markt, Castorama приняла решение об уходе с российского рынка, сократила присутствие финская сеть Prisma, о продаже магазинов "Полушка" и "Лайм" заявил холдинг "Продовольственная биржа". Это все повлияет на общий процент снижения объема занятых торговых площадей", — отметила она.
Впрочем, Михаил Бурмистров, генеральный директор "Инфолайн-Аналитика", считает, что "Петростат" допустил грубые ошибки при своих подсчетах и спрос на продукты со стороны петербуржцев не падал по сравнению со спросом на одежду: "В прошлом году в продуктовой торговле отмечался очевидный рост. Одним из факторов был Чемпионат мира по футболу. Рост имелся и в денежном выражении. Туристический поток был поддержан и введением системы tax-free. Отчасти, конечно, наблюдалось смещение от традиционной торговли к новым интерактивным форматам типа кофе навынос, мини-пекарен и т. д., но в общем и целом HoReCa чувствовала себя хорошо", — отметил эксперт.
Ошибки "Петростата", по мнению Бурмистрова, можно объяснить тем, что организация собирала данные некорректно, в том числе у торговых сетей. В прошлом году некоторые из них сворачивали свой бизнес и уходили, так и не предоставив данные. Федеральные продуктовые сети активно расширялись, из-за чего у региональных возникли проблемы.