В Петербурге появились кластеры экомагазинов и кафе для веганов и вегетарианцев. В 2018 году этот сегмент вырос на 10-20%.
В Петербурге продолжает расти число экомагазинов и кафе, рассчитанных на вегетарианцев, веганов и сторонников здорового образа жизни. Количество основных игроков в этом сегменте ("Органика", "Джаганнат" и пр.) осталось прежним — их около 20. Однако регулярно появляются новые торговые точки. Их общее число приближается к сотне. Безусловным лидером по концентрации экомаркетов и кафе стала Гороховая ул., где работают Organic shop, экомаркет "Зеленый" и пр. Кроме того, расширяется экокластер на Садовой ул. и в районе пл. Восстания.
"Между Садовой ул. и Гороховой располагаются четыре магазина и три кафе. Там же открылся в свое время самый первый экомагазин "Ади", а потом уже возникли другие", — говорит Игорь Литвишко, директор по развитию компании "Вегановъ". Не меньшее число экомагазинов, а также отделов с органической продукцией и кафе для веганов работает в лофт–проекте "Этажи".
"По моим наблюдениям, рынок экоуслуг сильно вырос. Вспомните, лет пять назад вообще было сложно купить экотовары", — говорит Елена Яйченя, глава петербургской франчайзи сети экостудий "Галька и Галыш".
Объем этого рынка в Петербурге оценивают в 250–300 млн рублей. По данным разработчиков приложения VegCode, только веганов в России не менее 150 тыс. человек, и их число растет примерно в 1,5 раза в год.
Больше салатов
О расширении объявили и владельцы интернет–магазина Green Point и одноименной точки выдачи на Звенигородской ул. Компания намерена открыть в центре города полноценный магазин площадью примерно 40 м2, вложив около 700 тыс. рублей.
Кроме того, сразу несколько рестораторов объявили о запуске вегетарианских проектов этой весной. Например, в "Севкабель Порт" только что начало работать кафе Grun, в котором упор сделали на различные салаты с овощами, фруктами и пр. Основателями кафе стали Никита Загайнов, создатель кафе "Укроп", и Сергей Сорокин, владелец хостела Soul Kitchen. Также анонсировано открытие ресторана Vegetarian на Караванной ул., в меню которого не будет блюд с использованием продуктов животного происхождения. В городе несколько десятков подобных специализированных заведений.
Товар без упаковки
По словам участников рынка, бум на экологичность выражается не только в количественном росте экомаркетов.
"Вкусы покупателей меняются, поэтому и бизнес предлагает новые решения — например, открываются магазины, принципиально не использующие полиэтиленовую упаковку. Кроме того, можно купить любые экотовары онлайн и офлайн, кофейни наливают кофе в термокружку клиента", — говорит Наталия Осикова, соосновательница Jeans Revision, интернет–магазина вещей из переработанной джинсовой ткани.
Спрос на сертификаты
Термины "эко", "био", "органик" все чаще используются на упаковках товаров и в рекламных материалах без достаточного на то основания. Такое явление называется "гринвошинг".
"На сегодняшний день заслуживают доверия продукты, на которых стоит экомаркировка, подтвержденная международно признанным экологическим или органическим сертификатом. Это значит, что продукт соответствует определенным стандартам с точки зрения своего состава и технологии производства и упаковки", — рассказывает Юлия Грачева, директор НП "Экологический союз".
По данным компании, в 2018 году по сравнению с 2017 годом общее количество запросов на экосертификацию увеличилось на 31%. В лидерах такие отрасли, как сельское хозяйство и пищевая промышленность.
"При этом встречаются запросы и для более неожиданных групп продукции: театральные кресла, соляные пещеры, песок для детских песочниц с добавкой "анти–кот", глицериновая добавка к моторным маслам", — рассказывает Юлия Грачева.
Сейчас сертификат соответствия на маркировку "био", "органик" и "эко" можно получить добровольно. Но со следующего года вступит в силу закон, согласно которому производители продуктов и косметики не смогут без сертификата размещать эти маркировки.
“
К сожалению, сейчас многие новые магазины и другие организации, открывающиеся на волне популярности экотемы, добавляют к своим названиям «эко», но такими не являются. С другой стороны, появляется много хороших молодежных частных инициатив. Например, в Петербурге есть компании, которые работают с барами: вывозят у них стекло, есть команда, которая помогает организовать безбумажный офис, и так далее. Это происходит, потому что у молодежи стала популярна идея разумного потребления.
Ася Воронкова
совладелица первого в Петербурге магазина без упаковки «Покупай правильно»
“
Довольно много магазинов эконаправленности работает на Гороховой ул., также я видел несколько точек на Загородном пр. Но эконаправление — не совсем наш конек, поскольку мы производим продукцию для веганов. В Петербурге для них есть специализированные магазины, тогда как в некоторых городах веганская продукция представлена только в экомагазинах. Принципиальная разница между экопродукцией и веганской продукцией только в том, что последняя не содержит продуктов животного происхождения. А «органика» — это все, что не связано с добавлением консервантов и пр. Впрочем, для кого–то и ванилин — нечто страшное, и продукт с ним якобы становится ненатуральным. У каждого покупателя свои критерии выбора.
Иван Иванов
глава компании Primal Soymilk