Главная модная тенденция нынешнего сезона — ругать данные Росстата и демонстративно не понимать, как они согласуются друг с другом. Если говорить о показателях благосостояния россиян и индикаторах потребительского рынка, то они действительно выглядят странновато, будучи поставлены рядом. Однако, увлекшись жонглированием цифрами, несложно потерять самое главное — живого человека. Которого слово "потребитель" описывает далеко не исчерпывающе.
Обувной вопрос
Совсем недавно все с интересом наблюдали за обменом любезностями между пресс–секретарем президента Дмитрием Песковым и Росстатом, опубликовавшим очередной отчет "Комплексное наблюдение условий жизни населения". В Кремле решили, что данные рисуют жизнь россиян слишком уж в черных тонах. Хотя, как справедливо заметил в своем telegram–канале директор аналитического департамента компании "Локо–Инвест" Кирилл Тремасов, проблема заключалась исключительно в качестве подачи информации. "Росстату всего–то нужно было поставить на этой странице ссылку на предыдущее наблюдение, чтобы каждый мог сравнить цифры. Тогда, я думаю, в Кремле бы только порадовались", — пояснил аналитик.
Действительно, стоит сравнить данные 2018 года с отчетами за 2016–й и 2014–й (которые с трудом, но все же находятся в закоулках интернет–сайта Росстата, местами похожего на симулятор модных ныне квестов "найди выход из комнаты"). Практически везде наблюдается положительная динамика. Статистики даже выпустили по этому поводу специальный пресс–релиз, в котором сообщили, что за последние 2 года доля семей (точнее, домохозяйств, которые могут состоять и из одного человека), с трудом сводящих концы с концами при покупке самого необходимого, уменьшилась с 17,4 до 14,6%. А количество семей, где у всех членов есть возможность ежегодно приобретать две пары удобной и подходящей по сезону обуви (этот пункт доклада вызвал особые претензии у Пескова и массовые приступы сарказма у комментаторов), выросло с 50,3 до 63,8%. Одним словом, жить стало лучше. И даже веселее (раньше собрать гостей на семейное торжество без проблем могли 70,5%, а теперь — 74,2%).
Тем не менее в итоге Росстату досталось с обеих сторон. Одним цифры показались слишком мрачными, другим — слишком радужными. Нетрудно догадаться, что и в том и в другом случае они просто не вписались в готовую картинку, существующую в голове конкретного комментатора.
Даже бесстрастный канцелярит, которым написаны все документы, публикуемые Росстатом, оказался не способен скрыть обиду статистиков на пренебрежительное отношение к их работе. "Комплексное наблюдение условий жизни населения является одним из самых репрезентативных и глубоких социально–демографических исследований в РФ. Его методика создавалась совместно с лучшими экспертами страны и в сотрудничестве с Высшей школой экономики. В последнем из них было опрошено 60 тыс. домохозяйств. Интервью проводились с каждым из членов семьи и занимали не меньше часа–полутора", — говорится в пресс–релизе. На фоне претендующих на всеохватность опросов ВЦИОМ, где число респондентов обычно составляет 1500–2000, аргумент и правда весомый. Но, как известно, важны не сами данные, а их интерпретация.
Индекс оптимизма
Петербург и Ленобласть в докладе Росстата выглядят вполне процветающими регионами. Пресловутую обувь могут себе позволить 79,1% петербургских и 69% областных домохозяйств. По другим статьям все тоже заметно лучше, чем в среднем по стране. Жизненно необходимые лекарства спокойно покупают 96,1% в городе и 92,6% в области (по России — 88,5%). Приобретение новой мебели не составляет проблем для 66,8% в Петербурге и 61,1% в области (по России — 45,9%). Ежегодная поездка в недельный отпуск по карману 79,9% петербургских и 68% областных семей (по России — 50,1%). Правда, в Ленобласти выявились незначительные проблемы с возможностью своевременной покупки новой одежды — это доступно для 88,4% семей при среднероссийском показателе 88,5% (в Петербурге — 93,6%).
Довольно оптимистично выглядят и другие цифры, уже не из доклада. Например, индекс потребительской уверенности в I квартале 2019 года вырос на полпроцента и составил –16%. Это все равно заметно ниже уровня большинства европейских стран и даже российских же показателей 2017–2018 годов. Но, если сравнить с обвалом 2014 года, когда индекс падал ниже –30%, можно и порадоваться.
При этом стоит обратить внимание на структуру индекса потребительской уверенности. Он формируется как среднее арифметическое значение пяти частных индексов. Показательно, что те из них, что обращены в прошлое (индексы произошедших изменений в экономике России и в личном материальном положении), не сдвинулись с места (–21% и –14% соответственно). Индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 4 пункта и составил –29%. Так что весь рост обеспечили два индекса ожидаемых изменений. В экономике России — поднялся с –13% до –11%, в личном материальном положении — поднялся с –10% до –7%. То есть по факту люди считают, что ничего не меняется и с крупными покупками лучше повременить до тех пор, пока ситуация не наладится. А она обязательно рано или поздно наладится, потому что ну сколько уже можно?
Но неверно думать, что теперь все предпочитают прятать деньги по кубышкам, выделяя средства только на покупку пары ботинок. Эксперты исследовательской компании GfK Rus отмечают, что финансовые показатели потребительского рынка за прошлый год скорее внушают "осторожный оптимизм". Согласно собранным компанией данным, в 2018–м российский рынок FMCG вырос на 1,4%, HORECA — на 4%, автомобильный — на 14%, а бытовая техника и электроника — на 15%. Темпы роста стремительными не назовешь, но и падения не наблюдается.
Прагматики против романтиков
Позитивные тенденции мы имеем счастье наблюдать на фоне падения реальных доходов населения. В I квартале 2019 года реальные располагаемые денежные доходы (за минусом обязательных платежей и с учетом инфляции) снизились на 2,3%. В то, что за оставшиеся месяцы удастся наверстать упущенное, верится с трудом. Причем не только сторонним наблюдателям. К примеру, Минэкономразвития на днях снизило прогноз роста реальных зарплат в 2019 году с 1,4 до 1,1% (при прогнозе по инфляции 4,3%). То есть доходам россиян расти будет просто не с чего.
Потребительские цены в марте по Петербургу выросли на 0,3%, а в феврале — на 0,4%, точно совпав с общероссийскими показателями. Рост с начала года по стране составил 1,8%.
Главным оппонентом пессимистических тенденций остается Минтруд, который регулярно отчитывается о росте зарплат, даже если их расчеты очевидно противоречат данным другим ведомств. Недавно министр Максим Топилин в очередной раз публично заявил о том, что в 2018 году реальные зарплаты выросли на 6,8%. Это лучший показатель с 2012 года, и министр надеется, что позитивный тренд сохранится в дальнейшем.
Потребительский оптимизм при сокращении доходов и росте цен, а также очевидный разнобой в зарплатных показателях можно трактовать по–разному. Например, усматривать в этом противоречии заговор статистиков, которые не очень аккуратно "подкручивают" цифры. Но углубляться в конспирологию не хотелось бы. Тем более что есть и вполне рациональное объяснение. Председатель Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков считает, что в данном случае на экономику прямое воздействие оказывает психология: "Население можно условно разделить на две части: прагматики и романтики. Прагматики понимают ухудшение собственного материального положения и способны понять, что дальше будет только хуже и надо затягивать пояса. Романтики — те, кто живет в парадигме русского "авось". Эти люди не снижают свою потребительскую активность. Но при этом они, во–первых, резко проедают свою "подушку безопасности", а во–вторых, наращивают кредитную зависимость. Так что потенциально потребительская активность падает сильнее, чем мы можем заметить".
Словно в подтверждение этих слов, на прошлой неделе директор Департамента финансовой стабильности Банка России Елизавета Данилова сообщила, что по состоянию на 1 апреля годовые темпы прироста ссудной задолженности физических лиц достигли 24,2% (включая ипотеку). При этом, по данным ЦБ, 28% заемщиков тратят на обслуживание своих кредитов больше 60% месячного дохода.
Все это сулит серьезные последствия. По мере того как разрыв между реальными доходами и необходимым для нормальной жизни потреблением будет расти, пружина отложенных проблем будет взводиться все туже и туже. И когда этот "будильник" наконец зазвонит — вздрогнут все. Только не будет ли уже поздновато просыпаться?
Факторы многомерной бедности
Результаты исследования «Комплексное наблюдение условий жизни населения» за 2018 год специально для «Делового Петербурга» прокомментировал руководитель Федеральной службы государственной статистики по Петербургу и Ленинградской области (Петростат) Олег Никифоров.
Как организовано само исследование, какими силами оно проводится?
— В Петербурге и Ленинградской области в наблюдении приняли участие более 2,5 тыс. домохозяйств. Работа по организации и подготовке наблюдений требует огромных трудозатрат на каждом этапе, но все–таки самая основная работа заключается в формировании штата работников полевого уровня. Именно от того, насколько профессионально и добросовестно будут проведены опросы, зависит качество итоговых данных. Поэтому в Петростате значительное внимание уделяется подбору, обучению и контролю работы интервьюеров (собеседование на предмет желания и возможности проведения опросов, обучение по специально разработанным программам, выполнение тестовых заданий и проведение контрольных мероприятий в ходе наблюдения). В 2018 году для проведения опросов были приняты на работу 93 временных работника, в обязанности которых входило посещение домохозяйств и запись ответов в специальных вопросниках.
Как вы считаете, насколько объективно итоговый отчет отражает реальность?
— Комплексное наблюдение условий жизни населения входит в систему статистических наблюдений по социально–демографическим проблемам и является одним из самых информативных о фактических условиях жизнедеятельности российских семей и их потребностях в обеспечении безопасной и благоприятной среды обитания и в улучшении жилищных условий и т.д. Характерной особенностью этого наблюдения является комплексный подход к полученной от респондентов информации, в результате чего появляется возможность всесторонне оценить качество жизни, финансовое положение и социально–экономическую активность жителей России. Немаловажную роль играют периодичность проведения наблюдения (раз в 2 года) и значительное количество опрашиваемых домохозяйств, что делает возможным проведение сравнений и получения более полной информации по субъектам федерации. По сути, на основе полученных от респондентов субъективных оценок благосостояния и качества жизни формируется представление о факторах многомерной бедности и уровне жизни отдельных социально–демографических групп населения, показатели которых необходимо рассматривать комплексно и в динамике. Анализ данных обследования за 2018 год показал, что в сравнении с 2016 годом финансовая ситуация в домохозяйствах Петербурга улучшилась.