"ДП" перед началом лета проанализировал, что происходит на рынке мототехники в Петербурге. По экспертным данным, в Северной столице растет объем продаж новых байков, такая же ситуация наблюдается на вторичном рынке.
Петербуржцы стали чаще покупать мотоциклы у дилеров и активнее искать подержанную технику. Если объем продаж новых байков в Петербурге вырос приблизительно на 30% за год, то вторичный рынок прибавил сразу 35,7%. По данным аналитического агентства "Автостат" и сервиса объявлений "Авито", популярность "железных коней" растет не только на Северо-Западе, но и по всей стране.
Несмотря на положительную динамику, доля петербургского рынка остается невысокой относительно столичного региона. В Москве поклонников "духа свободы" несравнимо больше.
Ветер в голове
Как показывает статистика "Авито", нынешним летом в рядах байкеров ожидается существенное пополнение. Спрос на мотоциклы в 23 крупнейших российских городах вырос в диапазоне от 8,6% в Саратове до 81,2% в Новосибирске. В Петербурге этот показатель увеличился на 35,7%, в Москве — на 35,8%. Динамика предложения на самых больших торговых площадках РФ при этом упала. В Петербурге снижение составило 11,7%, в столице — 19,2%.
Динамика спроса и предложения на рынке мотоциклов (2019 к 2018 гг.)
Источник: "Авито"
По сравнению с прошлым годом цены на мотоциклы выросли в 20 городах, в том числе в Петербурге. Сейчас местные владельцы байков готовы продать их в среднем за 263,3 тыс. рублей, на 6,4% дороже, чем перед началом сезона-2018. Если смотреть на общероссийский рынок, то доступнее техника стала только в Красноярске (минус 4,7%), Барнауле (минус 8,6%) и Новосибирске (минус 20,4%).
"Любимым типом мотоциклов в Санкт-Петербурге являются классические дорожные — на них пришлись 37% всего спроса. Второе место заняли спортивные модели (28,6%), на третьем расположились кросс и эндуро (24,1%). Наименее популярны чопперы и кастом-байки", — сообщили dp.ru авторы исследования.
Наиболее популярная марка мотоцикла в Петербурге — Honda, которая стоит в среднем 289,2 тыс. рублей (плюс 9% за год). Этот бренд занял первое место по спросу в 14 городах. В пяти лидером стала Yamaha, в двух — Kawasaki.
Смена приоритетов
Ситуация по России в целом также демонстрирует положительную динамику. После продолжительного трехлетнего падения спроса на новую технику интерес к мотоциклам снова начал расти. По информации аналитического агентства "Автостат", общий объем рынка в 2018 году составил 9,4 тыс. единиц, на 30,2% выше аналогичного периода прошлого года.
Первая пятерка брендов-лидеров занимает свыше половины рынка — 57,6%. Лидерство сохранила немецкая марка BMW, продажи которой достигли 1,9 тыс. единиц (плюс 22,9% за год). Марка Racer оставила за собой второе место в рейтинге, продав более тысячи экземпляров (плюс 20,5%). Третью позицию занял индийский Bajaj, который по итогам 2017 года даже не входил в топ-10 марочного рейтинга. В 2018 году в России было реализовано 984 мотоцикла этого бренда, его продажи выросли более чем в 2,5 раза, а динамику эксперты признали самой высокой в десятке лидеров мотоциклетного рынка. Четвертое место — у американского Harley Davidson (893 единиц, плюс 39,1%). Замыкает топ-5 японская Yamaha (659 единиц, плюс 52,9%).
Рынок новых мотоциклов по федеральным округам (шт.)
"Более половины рынка новых мотоциклов в 2018 году пришлось на Центральный федеральный округ: здесь было реализовано 4,8 тыс. экземпляров. На втором месте по объемам реализации находится Северо-Западный ФО с долей 11,3% (1068 штук), на третьем — Приволжский ФО (907 штук). Четвертую и пятую позиции с практически одинаковыми показателями занимают Уральский и Сибирский федеральные округа (753 и 747 штук соответственно). На пятом месте — Южный ФО (641 штук), за которым следует Дальневосточный ФО (434 штук). Наименьший объем рынка мотоциклов — на Северном Кавказе. Тут за год было реализовано всего 114 единиц мототехники", — выяснили в "Автостате".
Как показывает статистика, фактически во всех округах страны объем рынка новых мотоциклов показывает рост примерно на четверть.
Столица в отрыве
Объем вторичного рынка мотоциклов в России, как сообщает "Автостат", по итогам 2018 года составил 79,8 тыс. единиц, что на 8,3% больше, чем годом ранее. Лидером этого сегмента остаются японские бренды. В топ-5 первые четыре места занимают Honda (19,8 тыс. штук), Yamaha (13,3 тыс. штук), Suzuki (9,1 тыс. штук) и Kawasaki (6,9 тыс. штук), на которых приходится свыше 60% от общего объема. Замыкает пятерку лидеров немецкий BMW, перепродажи которого составили 4,5 тыс. штук.
"Более четверти рынка мотоциклов с пробегом пришлось на Москву и Московскую область (11,4 и 10 тыс. штук соответственно). На третьем месте по объему перепродаж находится Санкт-Петербург (4,4 тыс. штук). Из нестоличных регионов лидирует Краснодарский край (4 тыс. штук). Замыкает топ-5 крупнейших региональных вторичных рынков мототехники Свердловская область (3,1 тыс. штук)", — отмечается в материалах агентства.
Официальное открытие мотосезона в Петербурге прошло 4 апреля. Байкеры собрались на Дворцовой площади, затем колонна начала движение по Невскому проспекту. Маршрут также включал мост Александра Невского, Большеохтинский мост, Смольную набережную, Троицкий мост, Кронверкскую набережную, Биржевой мост, Стрелку Васильевского острова, Университетскую набережную, Благовещенский мост, Конногвардейский бульвар и Адмиралтейский проспект. Мотопробег завершился концертом на Дворцовой площади. Участие в акции, по подсчетам Смольного, приняли около тысячи мотоциклистов.
Как сообщал ранее "ДП", одним из главных событий на рынке мототехники в Петербурге за последнее время стала новость об открытии дилерского центра Harley Davidson площадью 800 м2 в "М1 Арене" вблизи "Лахта-центра". Контракт с американским мотопроизводителем заключила компания ООО "Северная столица", совладельцами которой являются Антон Георгиев (доля 90%), развивающий компанию "Медовый дом" и фабрику "Крестецкая строчка", и Александр Качурин (10%), экс-директор по продажам в "Порше-центре Приморский". Стартовые инвестиции оцениваются в 61 млн рублей.