Пылесос вместо платья. Первенство по новым площадям в ТЦ ушло магазинам бытовой техники

vostock-photo

С начала 2019 года в торговых центрах Петербурга, которые испытывают дефицит свободных площадей, впервые с прошлого года лидирующую позицию по открытиям новых торговых точек заняли магазины бытовой техники. Эксперты считают, что причиной этому послужила прошлогодняя сделка между MediaMarkt, которая покинула отечественный рынок, и российской группой "М.видео".

В I квартале "М.видео" ввела в эксплуатацию в Петербурге три новых магазина общей площадью 7,8 тыс. м2 на месте бывших торговых точек немецкого бренда. При этом тенденция лидерства магазинов бытовой техники по введению новых площадей станет лишь временным явлением и вряд ли будет иметь долгий эффект. По прогнозам экспертов, в следующем году пальма первенства может снова перейти к fashion-ретейлерам. которым и так принадлежит подавляющее большинство площадей в торговых центрах города.

На смену MediaMarkt

По условиям сделки "М.видео" получила 42 магазина MediaMarkt в 22 городах России. Эти помещения пришлись очень кстати для группы, которая активно расширяется на рынке последние годы. Помещения MediaMarkt не нуждались в особенной перепланировке и изменениях, поэтому для перестройки магазинов одной торговой марки в другую нужны были минимальные вложения.
MediaMarkt принадлежало 11 магазинов в Петербурге. По данным Colliers International, в I квартале 2019 года на площадках, которые ранее принадлежали MediaMarkt, открылось сразу три крупных гипермаркета: два под брендом "М.видео" в ТРК "Лето" (3,7 тыс. м2) и "Лондон Молл" (2,5 тыс. м2), еще один — "Эльдорадо" занял 1,5 тыс. м2 в ТРК "Лондон Молл".
По изначальным планам "М.видео", на месте 42 магазинов MediaMarkt должны открыться около 60 торговых точек под брендами "Эльдорадо" и "М.видео", причем порой оба бренда будут существовать на одной площади, конкурируя друг с другом. Такое решение было принято за счет того, что стандартные размеры бывших торговых точек MediaMarkt составляли до 5-6 тыс. м2. Как видим, именно так и поступила компания, открыв магазины обеих брендов в "Лондон Молле". Общая площадь магазинов в Петербурге, которые занимал MediaMarkt, составляла примерно 30 тыс. м2. Планируются ли еще открытия комбинированных магазинов "Эльдорадо"-"М.видео" в Петербурге и примерные планы на реализацию остальных площадей группа "М.видео" раскрывать не стала.
Из-за новых введенных в эксплуатацию площадей сегмент бытовой техники по итогам I квартала занял 48% из всего количества новых появившихся магазинов. Fashion-сегмент, который обычно лидирует в подобных рейтингах, составил лишь 27%.
При этом Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank StPetersburg, считает, что расширение ретейлеров бытовой техники может активно продолжаться вне рамок торговых центров.
"Действительно, торговые сети, занимающиеся продажей бытовой техники, активно ищут площадки под открытие полноценных магазинов, а не только точек выдачи товаров. Среди таких игроков, например, "М.видео", "Эльдорадо", DNS, "Ситилинк", которые рассматривают разноформатные встроенные торговые помещения", — считает она.
Также эксперт обращает внимание, что чаще всего ретейлеры бытовой техники запрашивают площади 300-500 м2 но в зависимости от формата рассматривают и небольшие помещения до 100 м2 и более просторные до 1 тыс. м2. Что касается локаций, очень популярны спальные районы, особенно новые, например Мурино, Девяткино и так далее.
Руководитель направления девелопмента Becar Asset Management Екатерина Тейдер придерживается несколько иного мнения — продавцы техники все больше стремятся к интернету вещей, а не к расширению своего присутствия в торговых центрах или иных видах недвижимости: "Наоборот, вместе с изменениями в культуре потребления в сторону интернет-торговли сокращаются и торговые площади, тем более в таких сегментах, как бытовая техника, — думает эксперт. — Уже сегодня мы видим переход рынка бытовой техники к позиции нескольких монобрендовых магазинов, мультибрендовых гибридных площадок для самовывоза и подбора сопутствующих товаров и целого ряда операторов, располагающих свои складские мощности за чертой города, предлагающих наиболее привлекательные цены и гарантию от производителя".
По мнению Екатерины Тейдер, такая схема отвечает и потребностям бизнеса в оптимизации площадей для поддержания конкурентоспособных цен, и изменениям в культуре потребления: "Сегодня мы можем зайти в магазин конкретного бренда, чтобы сделать окончательный выбор дорогостоящей техники, покрутить ручки, открыть дверцы. Но даже в этом случае часто предпочтем после выбрать наиболее привлекательную цену в агрегаторе и заказать технику в интернете. Такие покупки все равно требуют дополнительной доставки и не совершаются спонтанно. Поэтому необходимость в большом количестве крупных магазинов отпадает и у покупателей, и у брендов", — подытоживает она.
Магазины, открывшиеся в торговых центрах в I кв. 2019
Источник: Исследование Colliers International St. Petersburg

Дефицит площадей ТЦ

По наблюдениям Colliers, наиболее активно новые точки продаж в I квартале этого года открывали российские fashion-ретейлеры. Так, в ТЦ "Мега Дыбенко" появился магазин Jeans Symphony, в ТРК "5 Озер" — Diplomat, в ТРЦ "Галерея" и "Охта Молл" появились первые в Петербурге два магазина дизайнерского бренда Akhmadullina Dreams.
Из крупных зарубежных fashion-ретейлеров новый магазин я в ТРК "Европолис" появился у сети Uniqlo, первый на петербургском рынке бутик в ТРЦ "Галерея" открыл итальянский модный бренд Twinset .
При этом в тенденциях по открытию новых торговых точек ретейлерами эксперты отмечают сильную загруженность петербургских торговых центров. Именно она препятствует ранжированию разных сегментов торговли внутри ТЦ. При этом новые качественные торговые центры в городе довольно ощутимое время не вводились.
"Обычно вакантную площадку занимает ретейлер того же профиля, что и прежний. Это позволяет выдержать сформированный ранее состав арендаторов, концепцию проекта. Однако каждый случай уникален, приоритеты и стратегия ТРЦ могут меняться, и тогда ротация арендаторов, смещение фокуса на другие сегменты может превращаться в эффективный инструмент, например, по привлечению в объект новой аудитории", — считает директор департамента торговой недвижимости Colliers International Ирина Царькова.
Уже к концу года ситуация по показателям новых торговых точек может измениться. До конца этого года в Петербурге в эксплуатацию войдут специализированные торговые центры Fashion House Outlet Centre с 10 тыс. м2 торговой площади и мебельный центр "Кубатура" со 110 тыс. м2. Кроме того, эксперты Colliers обращают внимание, что в конце года планируется ввод двух многофункциональных комплексов с торговой функцией. Один из них будет сдан в рамках четвертой очереди комплекса "Заневский Каскад" другой — на улице Бабушкина.