Новое слово в искусстве найти непросто: его и без нас многие ищут. А вот отследить зарождающиеся профессии в области культуры — всегда пожалуйста. Иногда с недавно рожденными экспертами от арт–мира полезно сотрудничать бизнесу — не для богемного лоска или "спасения души", а для реального продвижения продукта или пространства.
"Межстоличные" догонялки дают свои плоды: вслед за Москвой в Петербурге появляются новые профессии в области культуры. Причем не потому, что врио губернатора Александр Беглов на одном из заседаний городского правительства обещал дать "зеленый свет современным и авангардным видам искусства". И даже не потому, что подросшей и окрепшей "Ночи музеев" нужны новые человеческие ресурсы. Просто необходимость назрела сама собой.
Начало развитию сферы положили арт–кластеры и лофты: за последние несколько лет их в Петербурге открылось больше десятка. Здесь бизнес вступил в симбиоз с искусством — и не прогадал.
"Креативные пространства должны чем–то привлекать людей, а культура — это отличная реклама. Сначала — экспозиции, затем — бутики. Бизнесу всегда выгодно вкладываться в выставки: на самом деле ничто не ценится так дорого и не стоит так дешево, как искусство", — объясняет Олеся Туркина, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, преподаватель в Санкт–Петербургском государственном университете и школе Masters.
Подтверждает точку зрения и Руслан Чернобаев, директор по стратегическому развитию центра дизайна Artplay в Петербурге, где выставочные пространства соседствуют с коммерческими: "Действительно, культура — лучший способ продвижения для бизнеса. Мы активно пользуемся синергетическим подходом: с удовольствием принимаем у себя кураторские проекты, а затем оставляем себе те работы, которые могли быть уничтожены после экспозиции. Так, например, на входе у нас прижилась восьмиметровая скульптура, которую мы между собой называем "железной леди".
Не менее тесные связи сфер демонстрирует и недавно открытый арт–бар Darmagi, где с июня начнут выставлять на продажу картины и постеры художников. "Пока рано говорить о выгоде, но мы делаем акцент на арт–историю как на один из способов продвижения заведения. Речь про наслаждение душевное и телесное: за бокалом авторского коктейля можно засесть с книгой или вступить в диалог с бариста о сортах кофе. Мы здесь говорим уже не просто про "вкусно и красиво поесть", а про смысл", — делится концепцией владелица арт–бара Анна Коробко, которая в студенчестве изучала историю искусств в Московском государственном университете.
Эффектный менеджер
А где в Петербурге учат по–новому взаимодействовать с искусством? В последние пару лет победное шествие по мечтам абитуриентов начали сразу две программы: "Кураторские исследования" в магистратуре факультета свободных искусств и наук в СПбГУ и "Арт–менеджмент" в школе Masters.
"Потребность в этих профессиях есть уже давно, но раньше им в Петербурге не обучали. В этом году целый блок курса будет посвящен бизнесу и экономике, маркетингу и менеджменту в области культуры. Многое из того, что изучают слушатели, — это не искусство в чистом виде, а продажи и пиар. Арт–менеджер — это не только потенциальный куратор, но и человек, который сможет возглавлять креативные институции", — рассказывает Полина Бондарева, основательница школы Masters и победительница "Рейтинга малого бизнеса "ДП".
Но чем в таком случае занимаются сами кураторы? Это понятие объясняет Дмитрий Озерков, искусствовед и заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа: "Куратор играет важную роль посредника между художником и обществом. Люблю объяснять через аналогию: есть шеф в ресторане со звездами Мишлен, а есть голодный человек, которому все равно, что съесть. И есть официант, который объясняет, что к определенному блюду лучше подойдет конкретное вино. Куратор — это тот самый "официант": он дает понять, с какого ракурса рассмотреть искусство".
В свою очередь, Руслан Чернобаев признается: в центре дизайна любят работать с по–хорошему "странными" кураторами: "Если у меня спросят, можно ли покрасить стены в залах желтым цветом, я тут же предложу дополнить их красными кругами. Реализация интересных идей — вот основное отличие креативных пространств от некреативных. В этом суть нашей работы и жизни".
Об истоках востребованности новой специальности рассуждает искусствовед и преподаватель Олеся Туркина: "Почему быть куратором сейчас так популярно? Просто это свободная профессия. Здесь вы можете что–то создавать, не занимаясь тяжелой промышленностью. Не нужно сначала строить завод, потом завозить станок, изобретать ракету и лететь на ней в космос. Благодаря кураторству вы можете отправиться на орбиту сразу. Конечно, лишь на уровне идеи, но ведь нет ничего быстрее человеческой мысли".
Без заводов, но с артом
Бизнес с искусством даже не думают останавливаться в сотрудничестве и сотворчестве. В минувшие выходные, например, на территории общественного пространства "Севкабель Порт" прошел Greenfield Poetry Collection — большой фестиваль поэзии, который собрал на одной площадке авторов, музыкантов и артистов.
"Бизнес и искусство не могут не идти рука об руку: у предпринимательства есть бюджеты, а у культуры — необходимость в дополнительном финансировании. Издательские, выставочные, поэтические проекты — это способ жизни для бизнеса. Зачем–то ведь деньги зарабатываются", — считает куратор Greenfield Poetry Collection Дмитрий Озерков. Более "классическим" институциям кураторская рука тоже необходима: так, в рамках "Ночи музеев" неформальное объединение "Научный квартал" организовало не просто выставку, а целый open–air–фестиваль "Химические элементы".
Три организации с пропиской на стрелке Васильевского острова: Институт высокомолекулярных соединений, Центральный музей почвоведения и Институт геологии и геохронологии докембрия — устроили на свежем воздухе целую интерактивно–образовательную "вечеринку". Именно такому смелому подходу в пиаре и продвижении не без помощи культуры и искусства сейчас учатся предприниматели.
Иногда всем участникам бизнес–проекта необходимо буквально нырять с головой в искусство — предприятию такое погружение оказывается жизненно необходимым.
"Вся наша команда интересуется дизайном и архитектурой. Если нам нужна вывеска, которую приходится долго ждать, мы просто повесим у себя на окнах гирлянду с названием проекта и получим феномен, арт–объект. Это полностью отражает то, чем мы занимаемся. Это дизайн на каждом шагу, а не только коммерция", — приводит пример Руслан Чернобаев.
"Людям интересно познавать мир и искусство. И чем больше времени пройдет, тем меньше у нас в центре города будет работающих заводов. Откроется еще больше креативных пространств — произойдет джентрификация", — прогнозирует Олеся Туркина.
И добавляет, что именно эти изменения станут импульсом для бизнеса с новым самосознанием — заточенного на синтез, а не на конфронтацию и противопоставление себя искусству.