Беспилотные авто в городе — это решение транспортных проблем и "жирный" перспективный рынок
Беспилотный частный и общественный транспорт видится инженерам и футурологам если не манной небесной в решении проблем мегаполисов, то неизбежным будущим.
И хотя мы на дорогах пока видим те же рытвины и пробки, транспортные инженеры уже спрогнозировали, как будет выглядеть автодвижение в городе через 5–10 лет. Оно должно не только стать более безопасным, но и принести значительные прибыли цифровому бизнесу.
Первые ласточки
Вектор на появление автономного транспорта (то есть с максимальной степенью автоматизации, где вмешательство водителя практически не требуется) поддерживается как производителями автомобилей, так и властями. В конце прошлого года премьер–министр Дмитрий Медведев подписал постановление о проведении эксперимента по внедрению беспилотных авто. Он, правда, проходит только в Москве и Татарстане и продлится до марта 2022 года.
Беспилотное такси уже курсирует на территории "Сколково" и в "Иннополисе". "Но, чтобы эта сказка стала былью, необходимы нормативные условия, а ныне действующие правила исходят из того, что за любым транспортным средством должен сидеть водитель", — говорил Дмитрий Медведев.
Петербургское ГУП "Горэлектротранс" в марте этого года заявляло о том, что через 5 лет на улицах города должны появиться беспилотные трамваи и троллейбусы.
Эксперты видят в автоматизированных транспортных средствах решение проблем с пробками и безопасностью на дорогах. Автоматика движется более предсказуемо, а такси на автопилотах могут стать дешевле частного владения автомобилем, что заставит в теории горожан пересесть с личного транспорта если не на общественный, то хотя бы на каршеринговый.
Заработать на MaaS
Беспилотные легковые авто и общественный транспорт должны стать основой для реализации новой парадигмы MaaS — "мобильность как услуга".
"Мы входим в эпоху цифровой экономики, меняются подвижность, экономический уклад, отношение к своему времени и к перемещениям. Мы живем в эпоху, когда переходим от владения к использованию", — рассказывает Владимир Швецов, генеральный директор ООО "А+С Транспроект".
MaaS — единая информационная система, где интегрированы все виды транспорта, оплаты и услуг. Человек может перемещаться и одновременно потреблять эти услуги во время движения. В частности, переход на беспилотное авто освобождает водителю время, и, вместо того чтобы следить за дорогой и нажимать на педали, он может заняться более важным потреблением — заказать еду или товары, почитать новости или прогноз погоды. "Сегодня основной доход автоконцернов складывается из продаж и обслуживания, но прогноз такой, что к 2030 году около 80% выручки будет формироваться от покупки цифровых сервисов на борту во время движения", — говорит Владимир Швецов.
По оценкам ABI research report, мировой рынок MaaS является одним из наиболее перспективных, причем на нем отсутствуют явные лидеры. По прогнозу, объем рынка к 2030 году может составить около $1 трлн. В среднем он будет расти на 28% в год. В 2017 году его объем оценивался в $39 млрд.
"Все страны находятся сегодня на одинаковом уровне непонимания, что такое MaaS, как это работает и как на этом можно заработать. У нашей страны и нашего бизнеса есть возможность занять значительную нишу на этом рынке", — уверен Владимир Швецов.
Автобус к двери дома
По мнению экспертов, MaaS — это способ сгладить противоречия, существующие сегодня в сегменте личного и общественного транспорта. Это возможность перейти от концепции владения к концепции частно–общественного транспорта.
Отдельные элементы MaaS видны уже сейчас — это развитые сервисы каршеринга или шеринга велосипедов в мегаполисах. В мире, по данным UC Berkeley, парк каршеринговых автомобилей вырос с 12 тыс. авто в 2006 году до 214 тыс. в 2017–м.
Руководитель рабочей группы "Пассажирский транспорт общего пользования" Ассоциации транспортных инженеров, профессор Санкт–Петербургского государственного архитектурно–строительного университета Андрей Горев согласен, что MaaS — объективная тенденция развития мобильности. Она уже есть и будет расширяться качественно и количественно независимо от дорожной инфраструктуры.
По оценкам директора Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константина Трофименко, реальный рубеж появления беспилотного индивидуального и коллективного автомобильного транспорта — 2025–2030 годы. Многое будет зависеть от темпов создания соответствующей инфраструктуры — "умных" полос и парковок, технологии обмена данными и формирования связанных потоков, систем реакции на непредвиденные ситуации. Из преимуществ беспилотного каршеринга — длительность его полезной работы. Такое транспортное средство может перемещаться по городу и перевозить людей до 22 часов без перерыва.
Транспортные инженеры прогнозируют, что общественный транспорт также станет беспилотным и безопасным, подстроенным не под график движения, а под нужды потребителей. Прогнозируется появление к 2025 году беспилотных DRT (или Uber–автобусов) — чего–то среднего между такси и общественным транспортом, где пассажир будет доставляться прямо до двери, а не высаживаться на остановках.
"В России есть неплохие заделы по некоторым направлениям, в том числе в автомобилестроении, искусственном зрении, спутниковой навигации. Однако число отечественных патентов в данной области крайне невелико. И нужно также решить проблемы с транспортной инфраструктурой, содержанием дорог и низким доверием потребителей", — рассуждает Константин Трофименко.
“
Нужно помнить о ненадежности систем компьютерного зрения в беспилотных автомобилях. В компьютерном зрении есть несколько проблем: это автомобили, которые управляются людьми, пешеходы и даже животные, которые на дорогах ведут себя недетерминированно. Плюс возможное отсутствие освещения, плохое физическое состояние технических средств организации дорожного движения, сложный климат и погодные условия. Кроме того, если система компьютерного зрения основана на нейросетевом подходе, она подвержена оптическим иллюзиям.
Роман Душкин
заместитель генерального директора по интеллектуальным транспортным системам ООО "Войслинк"
“
В Европе основой MaaS считается общественный транспорт как наиболее управляемый и не разрушающий среду. В России прослеживается четкая тенденция к владению частным автомобилем, что в принципе нормально для эгоистичной человеческой натуры. В информационных аспектах к MaaS готовы все. Даже пенсионеры на остановках пользуются "Яндекс.Транспортом". К возможности перемещаться быстрее и дешевле люди готовы. Другое дело, что изменение сознания происходит не так быстро, а реалии должны совпасть с ожиданиями.
Андрей Горев
руководитель рабочей группы "Пассажирский транспорт общего пользования" Ассоциации транспортных инженеров