Интересно, сообщаются ли такие сосуды, как Всероссийский фестиваль и конкурс театрального искусства для детей "Арлекин", международный фестиваль театра актуальных кукол "БТК–фест" и тюзовский международный театральный фестиваль "Радуга"? Вроде должны бы, ведь субстанция во всех трех сосудах одна и та же: современная драматургия и современные прочтения классики для детей, подростков и вечно молодых. В нынешней, двадцатой по счету "Радуге" хорошо представлены отечественные регионы (как положено "Арлекину"), есть куклы, работа с предметами и повышенная международность (как на "БТК–фесте"). Программа — отличная. Она словно бы расширяет и комментирует афиши коллег по цеху, и это правильно. Даже если тесного общения трех эффектных и эффективных петербургских фестивалей не существует в природе, его стоило бы придумать.
А пока — к делу. Ни один из спектаклей "Радуги", которая взойдет над ТЮЗом уже 23 мая, не стоит обходить вниманием. Но в кратком обзоре, увы, придется. Пробежка по спектаклям получится пунктиром, так что помните: между строк рецензента осталось много, очень много театральной красоты.
23 мая (17:00) и 24 мая (12:30) в Белом зале — Московский ТЮЗ и спектакль Камы Гинкаса "По дороге в...". Во всем "Преступлении и наказании" режиссера более всего интересует Свидригайлов, который все хочет уехать прочь (да хоть в Америку), но никуда не уезжает. Жанр постановки — "русские сны" — как нельзя лучше отвечает этому вековечному отечественному стремлению.
23 мая (19:00) и 24 мая (15:00) на Большой сцене один из самых ожидаемых спектаклей фестиваля — "Нора, или Кукольный дом" Тимофея Кулябина для швейцарского театра Шаушпильхаус. Классика Ибсена пересказана языком эсэмэсок, которые зритель читает с экранов телефонов и планшетов на заднике сцены. Действующие лица при этом находятся кто где — кто в кафе, кто в офисе, кто у детской кроватки или на уроке танцев. Бытовые сцены выписаны так подробно, что потребовали введения дополнительных персонажей, безымянных, но красноречивых.
На фото: "Близкие друзья"
25 мая (12:00 и 16:30), Малая сцена, "Близкие друзья" Елизаветы Бондарь. Собственная продукция ТЮЗа находится в первом фестивальном ряду, несмотря на камерность (места и интонации) и минималистичность. Антивоенная повесть Евгения Водолазкина превращена в идеальное театральное произведение про человека вообще, про его уязвимость, податливость и чудесную твердость.
26 мая (14:00, 19:00) на Большой сцене документальная история из Эстонии — "Транзит. Остановите музыку". Режиссер и автор текста Дмитрий Егоров вместе с Проектным театром R. A. A. A.M. рассказывает историю звезд эстонской эстрады и таллинских панков–подпольщиков на основе их собственных интервью — как они гастролировали по России, как давали добровольно–принудительные концерты в Чернобыле и каким странным было наше общее прошлое, если хорошенько разобраться.
27 мая (13:00 и 17:00) на Малой сцене гостит HUNCH theatre из Лондона. Впрочем, "Героя нашего времени" ставил там белорус Владимир Щербань. Рассуждения Печорина из главы о княжне Мэри так остро задели нынешних солдат, жертв и свидетелей войны за гендерное равноправие, что театральный журнал Broadway World включил постановку в список лучших британских спектаклей 2018 года.
27 мая (19:00), Большая сцена ТЮЗа. Театр кукол Республики Карелии в "Саду" режиссера Александра Янушкевича разыгрывает "Вишневый сад", только без кукол, в эластичных масках и гротескно–карнавальных сценах. Графически изысканный фарс об "обществе глухонемых эгоистов", как назвал персонажей Чехова режиссер, трижды номинирован на "Золотую маску".
28 мая (19:00) на Большой сцене Айдар Заббаров, известный петербуржцам по успешному "Беглецу" в Театре им. Ленсовета, показывает постановку для казанского Драмтеатра им. Г. Камала "Тормышмы бу?", или "И это жизнь?". Поэтическая комедия по текстам татарского писателя–эмигранта Гаяза Исхаки наполнена национальным колоритом, а исполнена этюдным методом.
Результат номинирован на "Золотую маску" в шести категориях.
29 мая (19:00) "Радуга" завершится на Большой сцене ТЮЗа спектаклем "Мой друг Гамлет" театра Саха. В сочинении Сергея Потапова по мотивам Шекспира (как аккуратно значится в программке) Брюс Ли дерется с Боло Янгом, компьютерные игры смешиваются с гонконгскими гангстерскими боевиками, а Шекспир звучит по–якутски ритуально — и столь же фаталистически. Четыре номинации на "Золотую маску" убеждают: прелесть спектакля не только в диком кэмпе, но и в куда более глубоких материях.