Страх коммуникации с курьером обеспечивает рост популярности постаматов.
Согласно оценкам аналитиков Qiwi, на начало года в России установлено 5,5 тыс. постаматов (или локеров), из них 1160 находится в Москве, а в Петербурге — почти 600. При этом плотность установки устройств в нашем городе выше — 110,7 "ящика" на 1 млн жителей против 92,0 в столице.
По прогнозам аналитиков, к 2023 году общее число постаматов в России достигнет 24 тыс. К этому времени доля посылок, пересылаемых с помощью локеров, должна вырасти с 5 до 12%.
Сомнительная выгода
Основным заказчиком услуг постамат–компаний считается сегмент e–commerce. Онлайн–магазины таким образом значительно сокращают расходы на логистику.
При этом аналитики рынка подчеркивают, что появления новых крупных игроков в этой нише не предвидится, поскольку рентабельность бизнеса напрямую зависит от объемов заказа.
Курьерская доставка в постаматы становится выгодной, только если получится одновременно довезти до локера около шести заказов, считают эксперты.
"На практике использование постаматов может быть и не дешевле, чем через другие каналы доставки. Но это дополнительный вариант для тех, кому не подходит, например, интервальная доставка, когда нужно ждать курьера в течение всего дня", — рассказывает директор компании TopDelivery Глеб Никулин.
Тем не менее представители этой ниши уверены, что плотность установки постамат–компаний будет увеличиваться. "Торговые сети лишь недавно посчитали в цифрах дополнительную выручку, которую они получают от посетителей, пришедших в торговую точку за заказом, прикупив что–нибудь заодно для себя или для дома", — рассказывает представитель компании IML Дмитрий Ключников.
"Учитывая, как растет популярность постаматов, Ozon активно ищет партнеров — небольшие сети, салоны красоты и другие подобные предприятия. Для среднего и малого бизнеса установка постамата и заработок на каждой посылке может стать неплохим источником дополнительного дохода", — рассказывают в пресс–службе Ozon.
Наиболее показательным для этой ниши стал пример компании TelePort, которая устанавливает локеры даже в подъездах домов. Экономическая целесообразность такой модели пока вызывает вопросы, поскольку компания физически ограничивает доступ к ящику другим клиентам. Как минимум, компании приходится окупать стоимость локера, которая в среднем составляет 850 тыс. рублей.
"Мы также являемся производителем собственных терминалов, что помогает избежать удорожания оборудования, с которым сталкиваются другие постаматные сети. Гибкость нашей бизнес–модели позволяет занять нишу, недоступную конкурентам", — рассказал представитель TelePort Дмитрий Буров.
Ящик для ширпотреба
Одним из главных преимуществ автоматизированных "ящиков" многие считают отсутствие коммуникации с курьером. Поэтому даже готовые заплатить за доставку до двери люди зачастую предпочитают забрать товар у бездушной машины.
К тому же постамат обеспечивает полную конфиденциальность: он не смутит покупателя при выборе специфичных товаров.
Поэтому эксперты уверены, что постаматы в любом случае заберут у курьеров и пунктов выдачи заказов (ПВЗ) часть клиентов. Курьерским службам останется или конкурировать с локерами, или "партнериться" с ними.
Генеральный директор СДЭК Леонид Гольдорт подчеркивает, что пока компания не планирует использовать постаматы.
"Мы не рассматриваем постаматную сеть как конкурирующую. Это расширение канала продаж, большого пересечения с нашими клиентами нет. Просто больше людей начинают покупать товары в сети, это здорово", — рассуждает Леонид Гольдорт.
При этом, по его словам, доля локеров на рынке "никогда не будет очень большой".
"Постаматам, скорее всего, достанется сегмент недорогого ширпотреба. Для таких ниш, как товары с крупными габаритами и дорогая электроника, приоритет останется за ПВЗ", — считают в IML.
По словам самих представителей ниши постаматов, потенциал устройств еще полностью не раскрыт.
Основатель PickPoint Надежда Романова, например, планирует расширять компанию в части подключения популярных у россиян зарубежных торговых площадок.
Также компанию ждут и технологические обновления.
"Через постаматы покупатель может передавать производителю для ремонта или обмена технику и электронику и получать товар обратно надлежащего качества также в ячейке постамата. Также сейчас мы запускаем услугу по рассрочке оплаты онлайн–заказа", — размышляет глава компании.
В свою очередь, Дмитрий Буров рассказывает, что в ближайшей перспективе компания может выйти в сегмент Client–to–Client, например оказывать услуги по аренде ящика под личные нужды заказчика.
“
Покупателем движут два основных мотива — saving time и saving money. Ему нужно иметь все способы доставки и возможность управлять этой доставкой — например, менять вариант получения посылки уже после отправления. Наверняка появятся и другие варианты — safe place, доставка в багажник машины.
Курьерская доставка тоже развивается, появляются новые технологичные решения, которые позволяют гарантировать часовой диапазон прибытия курьера. Эту историю очень стимулирует доставка еды. Теоретически ею может заниматься и DPD.
Во Франции наши акционеры уже инвестировали в компанию, которая занимается доставкой продуктов. Но возникает вопрос синергии между бизнесами: условия доставки разные, включая температурный режим. Но, скорее всего, в какой–то момент еда будет доставляться вместе с посылками — или посылки вместе с едой. В некоторых торговых сетях уже есть "продуктоматы", которые поддерживают необходимую температуру.
При эффективном управлении постаматами можно значительно снизить расходы на логистику. Чем больше посылок доставляется на одну точку, тем дешевле становится каждая посылка по отдельности. В итоге это сказывается и на экономике онлайн–магазина, который сокращает стоимость заказа, и на покупателе, и на логисте.
Мы активно развиваем сеть постаматов в рамках DPD, но модель ее построения зависит от страны оказания услуг. В Белоруссии мы устанавливаем свои локеры, а в России налаживаем партнерские отношения. Во Франции с точки зрения объемов значительно превалируют пункты выдачи заказов, а в балтийских странах, например в Эстонии, очень существенна доля постаматов.
Я сейчас нахожусь в Турции, и здесь вообще нет локеров, но все понимают, что их необходимо устанавливать. В то же время очень популярна доставка до двери. Она очень дешевая и достаточно качественная, поэтому здесь вопросом постаматов почти не занимались. Там, где доставка до двери дорогая и не очень эффективная, процесс установки постаматов начался раньше.
Очень многое зависит от эффективности национальной почты. Если она работает хорошо и доставляет посылки до двери, то там появляется меньше пунктов выдачи. Если же с этим возникают проблемы, то за дело берутся независимые игроки.
Леонид Зондберг
коммерческий директор DPD в России и СНГ