Сериал "Чернобыль" — это когда во рту кислит то ли от крови, то ли от клюквы. Но это очень хороший сериал, который обязательно надо смотреть. Скоро пятая серия.
Американский сериал "Чернобыль", безусловно, главное событие этого сезона. И не только из-за того, что он оказался на первом месте рейтинга шоу всех времен по версии IMDB, обогнав даже "Игру престолов". Сериал с первого же эпизода вызвал многочисленные споры, и с каждой серией их все больше.
Одни обвиняют сериал в антисоветчине и русофобии. Другие хвалят "правду, за которую нам должно быть стыдно". Одни восхищаются точностью в деталях и декорациях. Другие — ругают за "клюкву".
И действительно, сериал, как Харви Дент из комиксов о Бэтмене, поворачивается к зрителю то одной, то другой стороной, и иногда совершенно непонятно, как его воспринимать.
Вот с первых же кадров нам показывают такую потрясающую картинку, что диву даешься. Действительно: еще никогда в западном кино нашу действительность не показывали настолько точно и достоверно. Более того: из этих деталей советского быта, столь привычных и знакомых каждому, складывается удивительная визуальная гармония. Отдельные приметы быта — очки, свитер, старый кассетный магнитофон - складываются в полноценную эстетику.
Создателям "Чернобыля" удалось увидеть и воссоздать красоту там, где ее, казалось бы, и быть не могло - в угловатых, неуклюжих советских восьмидесятых. Чтобы собрать эстетику из пыльных бытовых мелочей, нужен большой талант, любовь к жизни, умение видеть и чувствовать. Все это — есть. И за одно это в сериал уже можно влюбиться.
И, очаровав зрителя, сериал вдруг поворачивается другой стороной — и держи, дорогой, хорошую такую ложку дегтя.
Вот некий увешанный орденами старичок на совещании высших партийных органов Припяти, которое проходит в бункере (!), предлагает закрыть город и оборвать связь во имя великого Ленина. Выглядит он при этом максимально зловеще. Ему аплодируют.
Вот злобный и тупой бюрократ Щербина, как и полагается zloi russkiy Ivan, угрожает выбросить Легасова из вертолета. Вы серьезно?
И так все время. Сериал хочется смотреть запоем, любоваться операторской и реквизиторской работой, а потом нам рассказывают про злую, бездушную и бессмысленную советскую систему, и от обилия клюквы начинает кислить во рту.
Еще важный момент, слегка противоречащий предыдущему: это, пожалуй, один из немногих западных фильмов, снятый с уважением к советскому народу. Действительно, подвиг простого человека в экстремальной ситуации показан здесь очень хорошо, достоверно, без чрезмерного пафоса, но и без пренебрежения. Пожарные, врачи, ликвидаторы, солдаты — видно, что создатели сериала отнеслись к ним с уважением.
И только мы восхитились тем, как показан подвиг простого человека, как нам подкидывают какую-то совершенно дикую и несуразную сцену с шахтерами. Шахтеры — ну натурально лесорубы из третьего сезона "Твин Пикса". Сцена с визитом министра угольной промышленности в Тулу выглядит совершенно вырвиглазной и абсолютно недостоверной, приближаясь к эталонам кино про zloy sovietskiy kommunism из 80-х годов. А потом они еще голышом копают тоннель под реактором. "Машем болтами в радиоактивной яме", ага. Просто... Что? Зачем? В смысле?
И в этом же сериале появляется мощный, невероятно крутой эпизод, пробирающий до костей — сцена, в которой цитируется стихотворение Константина Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины". Смотришь и думаешь: черт, это же потрясающе. Вот бы у нас так сняли! Почему у нас так не снимают о нас же? Ау, Мединский!
За один этот эпизод хочется простить все. Даже голых шахтеров.
И вот так сериал все время шатается из стороны в сторону прямо на глазах. Потрясающие главные герои — и рыцарь Легасов, и бюрократ Щербина, на глазах завоевывающий симпатии зрителей — они живые, они яркие, за ними хочется следить. И внезапно совершенно унылый Горбачев, которого роднит с историческим прототипом только коричневое пятно на лысине.
И абсолютно вымышленный персонаж Хомюк — ученая, которая пытается выяснить правду и попутно страдает от злого KGB, которое, разумеется, за всеми следит, как и полагается злому KGB.
Впрочем, важная ремарка насчет клюквы: все мы прекрасно знаем, что бывает намного хуже. В том числе и в нашем кино, как это ни прискорбно.
"Чернобыль" — потрясающий сериал, который временами заставляет разбивать себе лицо ладонью. Его очень трудно смотреть, но невозможно не смотреть.
"Чернобыль" влюбляет в себя потрясающей картинкой, чутким драматизмом и хищным саспенсом. Это страшный сериал: чуть ли не впервые в кино нам показали по-настоящему страшную радиацию, невидимую и безжалостную. Это мрачный сериал о том, что бывает, когда стихия вырывается из-под контроля. И это героический сериал о подвиге простого человека в борьбе с невидимым злом.
В то же время "Чернобылю" нельзя верить. Темные пятна советской действительности сильно преувеличены и кое-где дорисованы мрачными кляксами; наряду с неизвестными и по-настоящему интересными деталями о том, как все это было, нам иногда показывают какие-то чудовищные сказки о злом русском Иване.
"Чернобыль" заставляет себе верить: это хорошо для художественного произведения, но плохо для фильма о конкретном историческом событии.
Мораль? Мораль проста.
Надо ли верить всему, что показано в сериале "Чернобыль"?
Нет. Очень много недостоверной информации и откровенной отсебятины.
Надо ли смотреть "Чернобыль"?
Безусловно. Это один из лучших сериалов современности.