Экономика и поэзия шагают где–то рядом

 

Сегодня исполняется 220 лет со дня рождения А. С. Пушкина, творчество которого актуально для армии литературоведов и случайных читателей, кинематографистов и композиторов, хипстеров и джазменов, оперных и эстрадных певцов, подростков и стариков.
Он сумел пробиться к нам не только через два непростых века, в которых сотворялись и низвергались, казалось бы, незыблемые кумиры, но и через навязанную позолоту школьной программы, через рекламную фальшь юбилеев и памятников, сквозь нудные музеи и мемориальные квартиры. Он говорит с каждым напрямую, поскольку находит единственные слова, понятные и неокрепшему уму, и многомудрому разуму.
Ни один успешный властитель или удачливый полководец не изменил восприятие русского мира так, как сделал он одним романом в стихах. Он резко повысил комплаенс ко всему русскому. Благодаря Онегину, Лариной, Гремину европейцы солидаризировались с русским миром. И какое–то время воспринимали его с восторгом.
Он легко объяснил, чем государство богатеет и как распорядиться своим продуктом. Особенно если это нефть и газ. Правда, не сказал, что же делать, когда этот продукт закончится или появится более прогрессивный. Но все равно наша экономика продолжает жить практически по его заветам.
Он проявлял смыслы, неведомые современникам, но доступные нам, жителям XXI века, не разучившимся читать катрены и терцеты. Они помогают рождать новые идеи, причем не только в литературе, но и в других вроде бы далеких областях знаний.
Он умел смеяться — достаточно жестко и безжалостно — не только над знакомыми, но и над собой. Может, поэтому снискал обожание не современников, но потомков, многих из которых научил легко относиться к себе, любимому.
И, согласитесь, если бизнес–издание в день открытия ПМЭФ позволяет себе писать редакционную колонку о поэте и стихах, значит, "ДП" не только крепко стоит на ногах, но и способен, поднявшись над самым важным событием, предложить своим читателям иные смыслы…
Правда, остальные семь десятков полос газеты все же про форум.
Борис Мазо, редактор