Компания не должна заботиться о здоровье своих сотрудников. Не барское это дело, жалко и денег, и времени. "ДП" продолжает разбираться в основополагающих вопросах управления персоналом с помощью вредных советов и на этот раз вместе с экспертами отвечает на вопрос, как работодатель должен относиться к физическому и эмоциональному состоянию подчиненных.
Если работодатель начнет проявлять чрезмерную заботу о здоровье сотрудников, ничего хорошего ждать не придется, уверены эксперты. "Работники начнут просить оплачиваемые дни для прохождения диспансеризации, часами пропадать в кабине врача, которого вы пригласите в офис, — рассуждает Мария Гусарова, руководитель отдела услуг по охране труда BDO Unicon Outsourcing. — Возможно, потребуют обновить кулер, почистить кондиционер или установить дополнительные источники освещения. А ведь все это лишние расходы, без которых вполне можно обойтись. Беспокойство о здоровье женского коллектива приведет к огромному числу декретных отпусков. А работать кто будет?"
Поэтому работодателю ни в коем случае не надо заботиться о здоровье сотрудников. Столовые и комнаты отдыха организовывать не стоит — взрослые люди сами найдут, где что поесть. Не вздумайте развращать офисный планктон бесплатными абонементами в тренажерный зал, предупреждает Альберт Мицевич, руководитель отдела по работе с персоналом МФК "Честное слово".
"Забота о здоровье сотрудника — прежде всего вред для самого сотрудника. В конце концов, мир — это жесткая система выживания. Размягченный вашей заботой человек просто не сможет выжить в нашем суровом мире. И вообще, людям никогда не бывает достаточно. Сегодня поставил кондиционер в офис, завтра все сотрудники начнут требовать по отдельному кабинету с индивидуальным климат–контролем", — считает Давид Шарковский, руководитель российского отделения Financer.com.
Альберт Мицевич уверен, что разумному работодателю лучше не тратить лишние деньги на содержание офиса и клининг. "Забудьте о влажной уборке, прекратите чистить вентиляцию и не вздумайте пылесосить и менять старый ковролин, по которому ходят в грязной обуви и в снег, и в зной, и в проливной дождь. Побольше реагентов, принесенных с улицы!" — говорит эксперт.
Живые растения сотрудникам тоже не нужны, все это только глупая дань моде и блажь дизайнеров офисных пространств. Они только занимают место и отнимают время на поливку, говорит Инна Анисимова, генеральный директор PR Partner. "Лишний свет тоже ни к чему — все равно половина офиса уже в очках и линзах", — подчеркивает она.
Почаще говорите с подчиненными о проблемах, плохой работе и срывах дедлайнов. "Побольше ругани и переходов на личности — в споре рождается истина!" — говорит Татьяна Чаркина, руководитель направления по внутрикорпоративным коммуникациям "Инфосистемы Джет". Хороший работодатель твердо знает, что у сотрудников нет успехов. Если кто–то из коллектива добился высоких результатов, то хвалить за это стоит лишь начальство, соглашается Марина Штеренлихт, hr–партнер Rebridge Capital. "Увидел подчиненного — отведи взгляд, сделай вид, что его не существует", — советует она.
"Еще один лайфхак: рабочие встречи лучше проводить в непроветриваемых помещениях, чтобы участники пропитались единым "духом бизнеса", — предлагает Татьяна Чаркина. Рассаживать сотрудников нужно покучнее — личное пространство у них есть и дома, а так у коллектива выработается общий иммунитет. Можно будет не тратить деньги на больничные — выгодное дело в пересчете на всех сотрудников.
"Никаких ортопедических кресел или специальных накладок! Вполне достаточно табуреток, пусть спасибо скажут, что не на полу. То же самое касается столов, даже не думайте о хорошо оборудованных рабочих местах", — предупреждает специалист центра здорового позвоночника "Атлас–стандарт" Александр Оноев. Ни в коем случае не делайте ежечасных перерывов и уже тем более забудьте о производственной гимнастике, пусть такие же скрюченные идут домой. Чем больше проблем со спиной, тем лучше. К тому же коллектив, объединенный одной заботой (больной спиной), будет помогать друг другу советами и действовать более сплоченно.
"Надо посадить как можно больше людей в одном помещении: и зимой теплее, и вам не так затратно. Во–вторых, надо экономить на электричестве, в стране кризис, поэтому света от компьютера или лэптопа будет вполне достаточно", — говорит Мария Гусарова.
Руководителям следует внимательно относиться к согласованию отпусков. Отдых расслабляет и расхолаживает, лишает сотрудника необходимого напряжения и рабочей злости. "Была у нас такая девочка: съездила в Индию, теперь вообще карьеру строить не хочет, решила преподавать йогу и искать себя. А раньше идешь по офису в 23:00 — она сидит, работает. Такого сотрудника потеряли!" — говорит Татьяна Чаркина.
Строить эффективные внутренние коммуникации и настраивать систему своевременного информирования о событиях в компании тоже не стоит. "Меньше знаешь — крепче спишь! Хотя ночью по–хорошему надо в почте сидеть, а не спать. Третье, на что надо обратить пристальное внимание, — кто из подчиненных занимается спортом. Это, конечно, просто лишняя трата времени, — говорит Татьяна Чаркина. — Когда сотрудники уходят в спортзал, деньги уходят к конкурентам".
Скажите "нет" корпоративным фитнес–абонементам, призывает Александра Герасимова, основательница единого фитнес–абонемента FITMOST. "Исследования доказывают, что регулярные спортивные нагрузки повышают продуктивность и мотивацию к работе у сотрудников, а выручка компании из–за этого растет. Вполне вероятно, что вашу команду из–за этого могут переманить другие работодатели, с которыми они в том числе могут познакомиться в спортзалах", — предупреждает она.
Оплата ДМС — тоже лишняя трата денег. "Будем честны: ничего серьезнее насморка вам бесплатно не вылечат. А что делать с насморком, каждый знает с детства. Поэтому лучше обратитесь в поликлинику по месту жительства: несколько часов ожидания врача тренируют волю и выносливость, а очередь — отличное место для нетворкинга", — считает Татьяна Чаркина.
"Если много заботиться о здоровье сотрудников, можно потерять авторитет работодателя–тирана. Мягкость и лояльность, открытость в конце концов приведут к злоупотреблению, и вас будут постоянно доить на зарплату, снижение занятости и дополнительные мотивационные бонусы, — резюмирует Андрей Щемелинов, директор по развитию "Аромамедиа".
Особо продвинутые сотрудники будут просить стойки для компьютеров, чтобы работать стоя, специально настроенное освещение, безопасную экомебель, много зеленых растений, хорошо проветриваемое помещение с возможностью нагревать и увлажнять воздух.
Чтобы всего этого не произошло, компании нужно вести себя осторожно и предоставлять только базовые, минимальные условия труда. Это воспитает из ваших сотрудников настоящих бойцов, которые будут относиться к своему труду так, как следует рядовым служащим.
Здоровье сотрудников — вещь переменчивая, сегодня есть, завтра нет, справедливо напоминает Анжелика Викулова, директор по персоналу ЗАО "Игристые вина". "Будьте выше этого, не обращайте внимания на то, как чувствуют себя подчиненные, экономьте свое время и деньги! Не надо с ними сюсюкаться, все равно вашу заботу не оценят, — говорит она. — Лучше держите подчиненных в тонусе. Давите на них, кричите, можете даже кинуть что–нибудь тяжелое. И помните про штрафы!"