Общая стоимость гаражей, которые еще не успели снести в Петербурге, составляет 95 млрд рублей. Такой вывод можно сделать после публикации исследования "Авито Недвижимость". Опасность потери имущества, как свидетельствует статистика, грозит каждому седьмому водителю легковушки, имеющему в собственности автобокс.
Средняя стоимость гаражей в Петербурге достигла 380 тыс. рублей. За год этот показатель вырос на 11,3%. Вместе с сокращением количества боксов число объявлений о продажах уменьшилось на 7,5%. Об этом 27 июня сообщили в "Авито Недвижимость".
По последним официальным данным, в городе числится около 250 тыс. гаражей. Если продать их все разом, владельцы некапитальных строений единовременно получат 95 млрд рублей. Однако расставаться со своим имуществом автомобилисты не спешат, что дает повод властям обращаться в суд. Ситуацию может изменить законопроект, подготовкой которого занималось Минэкономразвития. К обсуждению инициативы об упрощенном порядке легализации автобоксов приступят в конце лета. Подробности — в материале dp.ru.
Гаражная романтика
Как сообщают авторы исследования, пытаясь решить вопрос с парковкой транспортных средств, водители все чаще интересуются арендой гаражей. В Петербурге за год спрос на нее вырос на 2,5%. Этот результат оказался меньше, чем по стране в целом (5,4%).
Цены на гаражи и динамика стоимости
Источник: "Авито Недвижимость"
Средняя цена аренды в городе составила 9,6 тыс. рублей, снизившись сразу на 43,7%. В других городах России падение оказалось не таким существенным — всего 8,5%. Предложение тем временем увеличилось на 14,6%.
Продавцы подняли цены в 21 из 23 крупнейших городов РФ. Минимальный рост зафиксирован в Казани (+1,6% за год), максимальный — в Перми (+12,6%). Исключениями стали только два города: Воронеж, где ценник сократился на 0,8%, а также Ижевск, где средняя стоимость не изменилась, причем именно в столице Удмуртии "гаражный вопрос" решить дешевле всего. В Петербурге гараж подорожал на 11,3%, до 380,1 тыс. рублей. В целом по стране средняя цена выросла на 5,1%, до 350,2 тыс. рублей.
"Почти 60% россиян предпочитают хранить свои автомобили и другой транспорт в кирпичных гаражах, четверть пользователей "Авито" выбирают железобетонные, и около 14% остановились на металлических. Кирпичные гаражи чаще всего выбирают жители 17 крупнейших городов страны (доля спроса на них максимальна в Ижевске — 93,1%); в Екатеринбурге (60,7%), Красноярске, Санкт-Петербурге, Челябинске и Ульяновске популярнее всего железобетонные гаражи, а металлические заняли первое место только в Москве (45,8%)", — резюмировали в "Авито".
Под угрозой сноса
По данным "Автостата", в Петербурге поставлено на учет почти 1,8 млн легковых автомобилей. Минувшей весной на заседании комиссии по экологии, городскому хозяйству, транспорту и ЖКХ Общественной палаты уточнялось, что на территории города расположено более 400 гаражных автостоянок и комплексов временных некапитальных строений под машины, объединяющих более 250 тыс. гаражей. Таким образом, каждый седьмой водитель в Петербурге имеет собственный гараж, рискуя потерять его из-за пробелов в законодательстве, правовой документации или окончания срока аренды земельного участка.
По последним сведениям комитета по строительству, сейчас выплата компенсаций ведется за гаражи, снесенные с 2008 года и располагавшиеся по 14 адресам. Среди них указаны коллективные стоянки "Смольнинец-1" на Дальневосточном проспекте, "Луначарская" на улице Кустодиева, "Ольгинская-6" и "Ольгинская-5" на Лиственной улице, "Связист-2" на улице Жака Дюкло и др.
На фоне постоянных конфликтов с собственниками имущества бывший губернатор Георгий Полтавченко вынужден был объявить мораторий на снос гаражей, однако очаги напряженности продолжали вспыхивать.
После прихода в Смольный Александра Беглова развитие получил конфликт, связанный со сносом гаражей на Лиственной и Жака Дюкло в Выборгском районе. По словам заместителя председателя комитета по контролю за имуществом Петербурга Маргариты Петровой, у кооператива закончился договор аренды, власти потребовали освободить территорию от временных построек. Однако убирать боксы за свой счет автомобилисты не стали, а просто собрали вещи и ушли. В итоге снос произвели за бюджетные средства, после чего чиновники решили взыскать деньги с бывших владельцев гаражей через суд.
"Наш бюджет формируется за счет членских взносов. После того как члены стоянки разбежались, они не собираются платить не только деньги за снос, но и членские взносы. И подобная ситуация возникает повсеместно", — жалуется председатель выборгского отделения Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Анатолий Баландин. Заинтересованные стороны направили в адрес Александра Беглова обращение с просьбой переложить расходы за демонтаж гаражей на частных инвесторов, которые будут возводить на месте боксов новые строения, а если это будет бюджетное строительство, заложить расходы в смету.
По сведениям сайта "Электронное правосудие", исковое заявление было принято Арбитражным судом Петербурга и Ленобласти, предварительное заседание по этому разбирательству отложено на 28 августа. Истцом выступает Центр повышения эффективности использования государственного имущества, сумма претензий к ВОА достигает 5,3 млн рублей.
Примечательно, что именно в августе в правительство РФ должен быть представлен разработанный Минэкономразвития законопроект, облегчающий механизм легализации земли под гаражами.
Заехали в тупик
Как указано в пояснительной записке к инициативе, сейчас законодательство не содержит отдельного специального нормативного правового акта, регламентирующего деятельность гаражно-строительных кооперативов. В качестве одной из основных проблем отмечаются значительные трудности регистрации права собственности на автобоксы и занимаемые ими участки. Законопроектом предлагается дать четкое определение таких понятий, как "индивидуальный гараж", "коллективный гараж" и "машино-место".
Владельцам гаражей разрешат оформлять землю под ними в аренду на срок до 5 лет, владельцам мест в паркингах — на срок до 10 лет. Планируемый срок вступления закона в силу — январь 2020 года. Наработки Минэкономразвития предполагают, что сносить гаражи станет гораздо сложнее. Однако опрошенные "ДП" эксперты неоднозначно восприняли эти планы.
"С кооперативами в Петербурге принципиально не заключают новых договоров аренды, и существуют они практически на птичьих правах. Если в отношении земельного участка находится инвестор, кооператив выселяют", — говорила в комментарии "ДП" руководитель петербургской практики земельного права, недвижимости и строительства "Пепеляев Групп" Елена Крестьянцева.
По ее словам, законопроект призван вернуть отношения гаражников и властей в правовое поле. Однако требуется гораздо более системное решение. "Корень проблемы кроется в неразработанности системы вещных прав на землю. До тех пор пока не будет разработана концепция и принята новая редакция главы Гражданского кодекса о вещных правах (она уже почти 10 лет безрезультатно находится на стадии обсуждения), принятие отдельных законов в сфере недвижимости будет напоминать ямочный ремонт", — подчеркивает старший юрист компании Rightmark Group Олег Лодянов.