Рекордный трафик и рост убытков. АО "ЗСД" раскрыло финансовую отчетность

Автор фото: Петр Ковалев/ТАСС
Автор фото: Петр Ковалев/ТАСС

АО "ЗСД" по итогам прошлого года нарастило убытки. Покрыть расходы в компании намерены после 2020-го. Опрошенные "ДП" эксперты сомневаются в реалистичности этих планов.

Подконтрольное Петербургу акционерное общество "Западный скоростной диаметр" (ЗСД) раскрыло финансовые показатели за 2018 год. Как указано в материалах, подготовленных компанией "Аудиторы Северной Столицы", чистый убыток организации составил свыше 5 млрд рублей, что на 3 млрд рублей больше аналогичного периода 2017-го.
В среднем в будние дни на платной магистрали совершалось 260 тыс. транзакций, при этом около 80% поездок оплачивалось с помощью транспондеров. Трафик постоянно растет, а рекордный показатель в 368 тыс. транзакций за сутки был поставлен в конце июня нынешнего года. В компании прогнозируют, что расширение зоны тяготения ЗСД и охват новых локаций за счет строительства развязок позволят в будущем дополнительно привлечь более 33 тыс. пользователей. Опрошенные "ДП" эксперты говорят, что без дальнейшего повышения тарифов выйти из минуса будет проблематично.
Анализ финансовых результатов показал, что внеоборотные активы АО "ЗСД" снизились за год со 192,2 млрд рублей до 190,9 млрд рублей. Размер долгосрочных обязательств почти не изменился (71,9 млрд рублей), а краткосрочные кредиты сократились почти вдвое (1,6 млрд рублей).
"Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что общество способно погасить свои краткосрочные обязательства и имеет резервы для расширения деятельности", — говорится в отчете.
В документе указано, что в 2018 году компания размещала акции дополнительного выпуска ценных бумаг в количестве 72,5 тыс. штук номинальной стоимостью 10 тыс. рублей. Всего было размещено акций на общую сумму 2,5 млрд рублей.
В списке крупнейших кредиторов организации числятся ООО "Магистраль северной столицы" (44,8 млрд рублей), Внешэкономбанк (618,9 млн рублей), Жилищный комитет (188,9 млн рублей), комитет по благоустройству (68,2 млн рублей) и АО "ПО Возрождение" (43,3 млн рублей).
Убытки АО "ЗСД" составили 5,1 млрд рублей. В 2017-м этот же показатель был равен 2,1 млрд рублей. Как отмечают аудиторы, увеличение расходной части произошло из-за безвозмездной передачи городу объектов транспортной инфраструктуры, построенных в соответствии с условиями государственно-частного партнерства (ГЧП).
Самыми значительными статьями расходов по-прежнему остались амортизационные отчисления, аренда земли под построенными и переданными партнеру по ГЧП ("Магистрали северной столице) участками, а также купонный доход владельцев облигаций, размещенных АО "ЗСД" в 2011-2012 годах на общую сумму более 25 млрд рублей.
"Таким образом, отрицательный результат 2018 года обусловлен, прежде всего, высоким уровнем постоянных расходов, формирующих себестоимость, и обслуживанием облигационного займа… Покрытие убытков запланировано после 2020 года по мере выхода проекта ЗСД на окупаемость. Выручка от взимания платы за проезд по автомобильной дороге, взимаемая в пользу партнера, должна выйти на уровень, превышающий гарантированную Санкт-Петербургом сумму, что по условиям соглашения о ГЧП позволит перераспределять часть этих доходов в пользу АО "ЗСД", — отмечается в отчете.

Планы на будущее

В 2019 году АО "ЗСД" планируется рост выручки по арендной плате за переданные в эксплуатацию участки автодороги на 7% по сравнению с уровнем 2018-го. Объем выручки от предоставления в субаренду земельных участков ожидается на уровне предыдущего года.
В ближайшие три года планируется запуск дополнительных транспортных развязок и расширение улично-дорожной сети в рамках механизма, предусмотренного в соглашении о ГЧП механизма. Эти планы, как полагают в "ЗСД", сделают магистраль доступной для еще большего числа жителей Васильевского острова и Приморского района.
"По прогнозным оценкам за счет расширения зоны тяготения ЗСД и охвата неудовлетворенного спроса развязки привлекут более 33 тысяч новых пользователей на ЗСД, также прогнозируется перераспределение части существующего трафика с действующих развязок ЗСД. Таким образом, строительство и последующая эксплуатация развязок позволят обеспечить возрастающий трафик по ЗСД более комфортными условиями движения, разгрузит улично-дорожную сеть в зоне тяготения, эффективно повлияет на улучшение транспортного-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, а также финансовой составляющей реализации инвестиционного проекта ЗСД", — приходят к выводу аудиторы.

Прогнозы и риски

По словам руководителя экспертного бюро "Сперанский" Дмитрия Сперанского, чтобы выйти в прибыль, плату за проезд по ЗСД необходимо поднять приблизительно в 30 раз при сохранении существующего трафика.
"Ситуация по сравнению с прошлым годом практически не изменилась. Доходы измеряются миллионами рублей, а расходы – миллиардами. Полученных средств едва хватает на покрытие заработной платы сотрудникам. Перспектива выхода в прибыль в будущем крайне сомнительна", — прокомментировал Дмитрий Сперанский опубликованный отчет.
Если ситуация в ближайшие годы не изменится, компания рискует столкнуться с риском несостоятельности, говорят эксперты, пожелавшие не раскрывать свое имя. Однако такое развитие событий в самом "ЗСД" не прогнозируют.
"На сегодняшний день основным риском ухудшения ситуации в отрасли является снижение общей покупательской способности и, как следствие, снижение спроса на услуги проезда по ЗСД, что отразится на поступлениях от основной деятельности и может осложнить АО "ЗСД" своевременное обслуживание его долговых обязательств. Вместе с тем, данный риск распространяется на все хозяйствующие субъекты в России. Проект ЗСД имеет стратегическое значение для развития Санкт-Петербурга и во многом определяет динамику социально-экономического развития соседних регионов России. Учитывая ожидаемый рост и высокие темпы реализации государственных программ в разных регионах страны, можно прогнозировать достаточно высокие темпы развития транспортной, инфраструктурной отрасли. В случае неблагоприятного развития ситуации в отрасли АО "ЗСД" может быть произведена корректировка ценовой политики с целью максимизации доходов", — говорится в анализе отраслевых рисков компании.
Риски, связанные с возможным изменением цен на услуги, оцениваются АО "ЗСД" как низкие, в связи с возрастающим спросом на транспортное обеспечение и перевозку грузов.
В "Магистрали северной столицы" подтверждают постоянный рост трафика на ЗСД. Очередной рекорд транспортного потока зафиксирован 21 июня. В тот день было совершено более 368 тыс. транзакций.
"Постоянному росту транспортного потока способствует использование электронных средств регистрации проезда — транспондеров. На данный момент доля оплат транспондерами при проезде по магистрали составляет 83%, на наиболее востребованных пунктах оплаты данный показатель достигает более 87%. В настоящее время пользователям ЗСД выдано более 600 тыс. транспондеров. Данные показатели являются беспрецедентными в практике эксплуатации платных дорог России", — добавили в компании.
Аудиторы уверены, что отрицательных изменений ситуации в России, которые могут негативно повлиять на экономическое положение АО "ЗСД", в ближайшее время не прогнозируется. При негативном сценарии будет разработан и реализован соответствующий комплекс мер.
Справка:
АО "ЗСД" выполняло функции заказчика по проектированию всей трассы автомобильной дороги и строительству Южного и Северного участков, а также сопровождало проведение открытого конкурса на право строительства Центрального участка с последующей эксплуатацией трассы на основе ГЧП.
Соглашения о партнерстве между правительством Петербурга, ООО "Магистраль северной столицы" и АО "ЗСД" было подписано в декабре 2011 года. По условиям ГЧП, "Магистрали северной столицы" поручена эксплуатация ЗСД и сбор платы за проезд. В свою очередь, АО "ЗСД" выполняет функции контроля.
В соответствии с финансовой моделью проекта, после 2020 года концессионер начнет выплачивать в бюджет Петербурга 90% денег, собранных свыше 9,6 млрд рублей, а себе оставлять 10%. По оптимистичным планам, за период действия соглашения трасса должна принести в бюджет до 380 млрд рублей. После того как действие соглашения закончится, магистраль останется в собственности Петербурга.