За II квартал 2019 года рестораторы открыли максимальное количество заведений в торговых центрах города, доля же вакантных площадей стрит–ретейла на основных торговых улицах увеличилась. По данным компании JLL, за это время появилось 34 заведения общепита, в прошлом году за это же время было открыто 50 объектов, а в I квартале 2019 года — 41. Также общее количество открытий в этом сегменте снизилось на 7% по сравнению с I кварталом 2019–го.
Торгово–гастрономические центры
Интерес рестораторов региона к новым гастрономическим концепциям подтверждает и генеральный директор Colliers International в Санкт–Петербурге Андрей Косарев. В разговоре с "ДП" он отметил, что "в ближайшие годы на рынок общепита Петербурга, в том числе в формате стрит–ретейла и торговых центров, будет сильно влиять развитие гастрономических пространств и фуд–холлов".
Аналитики компании JLL отмечают, что доля открытий заведений общепита в ТЦ во II квартале этого года составила 20%, ранее она была равна 12%. Рестораторы запустили максимальное количество заведений, а убыль наблюдается в сегменте развлечений.
Эксперты считают это естественной трансформацией и прогнозируют рост сегмента общепита в ТЦ города. "В России это очень динамичный бизнес, понимающий, перенимающий мировые тенденции и располагающий инвестициями", — отметил Андрей Косарев. Президент Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада Леонид Гарбар считает, что это направление задала Москва, и Петербург подхватывает московские инициативы, ведь фуд–холлы уже давно успешно работают на столичном рынке.
Кухня нового поколения
Еще одна тенденция, которая только начинает появляться в Петербурге, — это выход на рынок поколения Z.
Пока что новое поколение открывает кафе и кондитерские. "Принято считать, что эти люди по–другому думают, по–другому действуют", — считает Андрей Косарев.
Он отмечает, что поколение Z будет трансформировать ресторанный бизнес. Это произойдет по мере того, как их доля будет увеличиваться среди аудитории общепита. "Эти изменения придут и в ресторанную сферу вслед за некоторыми сегментами ретейла, где они уже играют важную роль", — считает аналитик.
Леонид Гарбар отмечает, что авторская петербургская кухня от шеф–поваров региона уже сейчас завоевывает ресторанный бизнес: "Яркий пример — ресторанные концепции Дмитрия Блинова".
Шеф–повара создают концепции и предлагают свой взгляд на кухню в Петербурге. "Эта тенденция зародилась еще в прошлом году и продолжает развиваться в этом", — рассказывает Леонид Гарбар.
Еще одно веяние поколения Z — легкие и мобильные фуд–траки. Полностью автономное заведение, которое можно разместить на парковке бизнес–центра или в креативных пространствах города.
На парковке ТЦ River House работает фуд–трак азиатской кухни — Bao Poke (проект кафе "Забыли сахар"). В пресс–службе Bewell Group отмечают, что это удобно и менее затратно, чем открытие полноценного заведения. "С увеличением мобильности жизни в принципе повышается интерес к таким проектам", — отмечает PR–менеджер холдинга Алина Хрущева.
Популярность этого формата возрастает и в связи с низкой стоимостью аренды места для установки фуд–трака. "Это могут быть сезонные проекты, например как в "Севкабель Порту" или в Новой Голландии. Если место посещаемое, то фуд–траки востребованы круглый год, а аренда земли обойдется от 50 тыс. до 300 тыс. рублей", — рассказывает представитель Bewell Group.
Италия и Россия
46 из 90 открытых в первой половине года заведений общепита имеют четкую концепцию национальной кухни. Лидируют итальянская и русская. Андрей Косарев отмечает, что это временное явление: "Это волнообразное изменение, которое в следующем году может привести к лидерству какого–то другого сегмента. На ресторанный бизнес в Петербурге влияние оказывают как глобальные, так и локальные тенденции".
Основатель нового ресторана Yoki Иван Богданов отмечает, что в Петербурге популярна и паназиатская кухня. "Популярным направлением для туризма становится Азия, люди летают в эти страны, пробуют местную кухню, и она им нравится. Она близка нам, популярна и подходит на каждый день", — отмечает спикер.