Компания по шерингу электросамокатов Whoosh планирует выпустить на петербургские улицы около 100 электроскутеров. Первые два проекта от других инвесторов, пытавшихся выйти на городской рынок, уже отложили свои планы. Так, Samocat Sharing столкнулись с бюрократическими коллизиями по согласованию мест для станций проката, а YouDrive Lite поставила в приоритет развитие на зарубежных рынках. Сейчас в городе работает только одна компания, предоставляющая услуги шеринга самокатов.
В Whoosh заявили, что они ведут переговоры с комитетом по транспорту и Городским центром управления парковками по развитию кикшеринга (шеринг самокатов). При этом в самих ведомствах dp.ru сообщили, что не обладают полномочиями по согласованию подобных проектов.
Самокатчиков прокатили
Шеринговый сервис Whoosh планирует запуститься в Петербурге по партнерской программе с предпринимателем Евгением Мутовкиным. На первоначальной стадии Мутовкин хочет вывести около 100 электросамокатов. Тарифные планы на аренду будут такие же, как в Москве — 50 рублей за старт поездки и затем по 5 рублей за минуту. Работать сервис планирует с помощью мобильных приложений на iOS и Android, а поездки будут доступны только совершеннолетним.
Whoosh — довольно молодой проект, который пока работает только в Москве. В столице он запустился этим летом. По информации компании, сейчас в их парке более 300 электросамокатов марки Xiaomi, а количество поездок достигло 55 тыс. Whoosh планирует дальнейшее расширение в других городах России и Европы.
"Сейчас мы согласовываем с администрацией города детали запуска. В том числе и возможность использования общественных велопарковок в качестве парковок для скутеров. По такой схеме подобные сервисы успешно работают в Москве уже второй год", — рассказал Мутовкин.
В комитете по транспорту и в Городском центре управления парковками dp.ru сообщили, что представители Whoosh действительно обращались с предложением по развитию шеринга электросамокатов, но оба ведомства заявили, что данный вопрос не относится к их компетенции, поэтому Whoosh было предложено обратиться в комитет по развитию транспортной инфраструктуры для уточнения статуса электросамоката и его места в структуре дорожного движения. В КРТИ, однако, сообщили, что они о подобных проектах не слышали, и предположили, что Whoosh ведет переговоры с комитетом по инвестициям. Но и там заявили, что к ним никаких заявок не поступало.
Первопроходцы
В прошлом году в Петербурге также планировали запускаться два кикшеринга — Samocat Sharing и YouDrive Lite, но оба проекта были отложены. Как признался основатель сервиса Samocat Sharing Василий Быков, компания столкнулась с недопониманием со стороны чиновников: "Мы планировали запуститься в этом году весной в Петербурге одновременно с Москвой. У нас есть запросы от петербургских предпринимателей на запуск франшизы в городе. Однако мы не смогли добиться от местных властей согласования мест установки станций. Несмотря на то, что развиваемый нами станционный прокат показывает свою эффективность, местные чиновники не берут на себя ответственность за выделение мест", — рассказал он dp.ru.
Напомним, что в начале октября 2018 года компания Samocat Sharing установила пять станций проката в центре Петербурге. Тогда чиновники Смольного заявили, что работы были проведены без предварительных договоренностей, а парковки оказались незаконными. Сейчас электросамокаты этой компании можно встретить в Москве, Новосибирске, Сочи, Краснодаре и Хельсинки.
В пресс-службе YouDrive Lite сообщили, что открытие сервиса в Петербурге по прежнему входит в планы компании, но пока YouDrive больше сконцентрирован на развитии преимущественно зарубежных рынков и налаживанию операционных процессов.
Петербургский рынок электросамокатов развивается значительно медленнее, чем московский. По подсчетам dp.ru, сейчас в Москве работают как минимум пять различных сервисов, предоставляющих подобные услуги, общее количество электросамокатов в столице уже перевалило за 3,5 тыс. Для сравнения, в Петербурге есть только один кикшеринг ToGO, открывшийся в июле этого года с парком в 50 самокатов.