Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти вынес постановление о приостановлении деятельности ООО "Любимое вино моей мамы" на улице Рубинштейна, 9/3, литера А. По этому адресу компания владеет баром "Винный шкаф". Причиной закрытия стала коллективная жалоба жителей дома, в котором располагается заведение. Владельцы баров и винных Петербурга опасаются, что данное решение суда может повлечь за собой серию закрытий заведений общественного питания со стороны проверяющих органов.
Конфликт рестораторов и жильцов вынес на поверхность новую проблему для бизнеса: общепит не может исполнить все санитарные требования и нормы, установленные на законодательном уровне. При этом несоблюдение этих норм может повлечь за собой закрытие бизнеса. Так, например, одна из законных претензий Роспотребнадзора к "Винному шкафу" состояла в том, что винная находится на одном этаже с жилыми квартирами, при этом на улице Рубинштейна, да и вообще в Петербурге, это не единственное заведение с подобным расположением. Особенно это касается баров, кафе, ресторанов в исторической части города.
"ДП" поговорил с игроками рынка и выяснил, что случившееся с "Винным шкафом" вызывает тревогу у рестораторов, которые теперь опасаются, что из-за нового прецедента жители смогут выселять любых представителей общепита из жилых домов. Представители "Винного шкафа" отметили, что закрытие завдедения на Рубинштейна 9/3 произойдет только 29 сентября. До тех пор бар продолжает свою работу.
Пить вино и не сдаваться
Споры между жителями улицы и "Винным шкафом" длятся уже не один год. Истцы настаивали, что бар нарушал покой жителей, они жаловались на шум, запахи, а также проблемы с водопроводом и электроэнергией. Ранее Роспотребнадзор уже проводил проверку заведения и нашел нарушения, которые стали причиной выселения бара, среди них — расположение винной на одном этаже с жилыми квартирами, что запрещено санитарными нормами, а также отсутствие у заведения отдельных от жилой части здания канализации и вентиляции. В ходе слушания в суде соседи заведения отметили, что оборудование бара прикреплено к потолку, что приводит к лишним шумам и вибрациям в доме.
При этом, по словам владельцев заведения, "Винный шкаф" работает строго до 23:00 и не может нарушать спокойствие жителей, кроме того, владельцы бара устранили все замечания чиновников после проверки, а в отношении юридического лица, владеющего баром, ни разу не составлялись административные протоколы о нарушении тишины. Совладелец заведения Евгений Хитьков рассказал "ДП", что винная всегда старалась как можно тщательнее следовать букве закона: "Замечания Роспотребнадзора мы устранили, но мы ничего не можем сделать с тем, что на нашем этаже жилые квартиры. При этом никаких экспертных заключений по ухудшению условий проживания, о которых говорится в заключении суда, нет. Если бы они были, мы бы их тоже устранили, сделав шумоизоляцию и предприняв другие действия. С юридической точки зрения мы одни из самых законопослушных на Рубинштейна. Среди множества заведений с несогласованными террасами, работающими до утра, мы всегда соблюдали интересы наших соседей. Например, у нас запрещено курить на террасе, которая, кстати, согласованная. Также мы закрываемся до полуночи, и у нас нет громкой музыки", — отметил он.
При этом бизнесмен подчеркнул, что заведение изначально создавалось с философией интеллигентного потребления алкоголя, поэтому неподобающее поведение там не приветствовалось. К самому конфликту Евгений Хитьков отнесся по-философски, полушутя призвав поклонников бара продолжать пить вино и не сдаваться.
Отметим, что конец 2018 года ознаменовался серией закрытий баров и ресторанов на Рубинштейна. В частности, работу прекратили "Скобари" и "Варвара" УК "СкайРест Групп" Александра Затуливетрова, совладельца заведений "Мы Же На Ты" и "Бутерbrodsky bar". Ранее там же прекратила работу раменная Ramen Veggie by Duo ресторатора Дмитрия Блинова и приостановил деятельность бар "Угрюмочная". Несколько заведений, в том числе бар BeerGeek, были оштрафованы в ходе проверок госорганов.
Тревожный сигнал
"Закрытие "Винного шкафа" — тревожный сигнал для всего ресторанного бизнеса Петербурга, который демонстрирует, что закрыть теперь могут любое заведение, — считает Николай Готко, владелец заведений "Просто Вино", "Больше кофе!", "Кофе на кухне". — По факту, как я понимаю ситуацию, жители просто не хотели видеть бар рядом со своими квартирами и поэтому решили закрыть его всеми силами. Я вижу эту ситуацию так: теперь любой житель сможет закрыть любой общепит или магазин в своем доме, просто потому что он так захотел, несмотря на то что эти заведения работают официально, вносят больший вклад в оплату коммунальных услуг и содержания дома".
При этом, по его мнению, особое значение играет своеобразная культовость заведения и его хорошая репутация среди посетителей, туристов и других рестораторов. Именно поэтому ситуация взволновала многих бизнесменов.
Его коллега Александр Затуливетров ("БутерBrodskyБар", "Мы Же На Ты") реагирует на ситуацию еще более эмоционально, оценив решение суда как настоящую катастрофу: "Весь ужас не в финансовом ущербе для "Винного шкафа", который сложно подсчитать. Власти, сами того не подозревая, приоткрыли ящик Пандоры и наделили соседей правом на насилие. Заметьте, не МЧС, не Роспотребнадзор, а именно соседи инициируют судебные процессы. А контролирующие органы тут выступают только в роли гаечных ключей. Соседи, а не закон теперь определяют, имеет право на жизнь тот или иной ресторан. Законы стали лишь инструментом. Нельзя работать ресторану на первом этаже, если на том же этаже есть квартиры? Так закройте все остальные! "Оборудование смонтировано на потолке". А у других где? В воздухе? Значит, надо закрывать все! Причем во всем городе!" — возмутился бизнесмен.
При этом он отметил, что, по самым скромным подсчетам, предприятие, подобное "Винному шкафу", приносит в бюджет около 3 млн рублей совокупных налогов в год, что совокупно размерам пенсий 17 пенсионеров. Больше всего Затуливетров беспокоится по поводу того, что властями не предпринимаются меры по урегулированию требований к общепиту. По его мнению, если каждый будет следовать букве закона досконально, то в городе не останется баров и ресторанов.
"Посмотрим, кто придет на смену "Шкафу". Более тихих соседей было сложно найти, — подытожил ресторатор. — А вообще, улица перестает быть популярной из-за этого потребительского экстремизма, когда новые хозяева, а не закон определяют, кто может работать на "их земле", а кто нет".
Владелец пиццерии "22 сантиметра" и стейк-хауса Red. Steak & Wine Эльдар Кабиров считает, что ситуацию можно решить мирным путем: " Я за принцип win-win и уверен, что в данном случае договориться можно, главное — это желание и понимание, что так будет лучше для всех. Если говорить про возможный ущерб для бизнеса, то его оценить сложно, так как цифра будет складываться не только из стоимости бизнесов ресторанов, но и из капитализации помещений, упущенной прибыли, налоговых отчислений, потери рабочих мест и т. д. Представьте себе: оп — и в один момент исчезает несколько десятков предприятий малого бизнеса", — высказался он.
Ресторатор подчеркнул, что многие правила и нормы, закрепленные на законодательном уровне, являются устаревшими, а их несоблюдение не несет прямого дискомфорта жителям, но при этом он считает, что за эти требования легко "зацепиться" при прямом конфликте и в итоге бизнес будет страдать: "Но рестораторы про эти требования знают и, где это возможно, страхуются от этих рисков, выполняя условия. При этом часть требований действительно невозможно выполнить, и тут два пути: либо не брать помещение в аренду и не строить бизнес, либо открываться на свой страх и риск. Например, требование с отдельной канализацией — это очень сложновыполнимое требование, особенно в исторической части города".
Ущерб для владельцев от закрытия "Винного шкафа" рестораторы оценили по-разному. Так, Николай Готко считает, что он станет серьезным ударом для основателей винной: "Ведь при переезде заведения все, что ты можешь забрать, — это оборудование и мебель, но нельзя забрать стены и деньги, вложенные в обустройство помещения. Порой переезд заведения может обойтись до 85-90% от суммы, которая была изначально вложена в его открытие".
Александр Затуливетров отметил, что владельцы "Винного шкафа" обладают достаточными силами и потенциалом, чтобы минимизировать потери.
"В случае с "Винным шкафом" ребята теряют чистый актив и прибыль, которую сложно оценить, так как винный бар этого формата может существовать очень долго, — присоединяется Эльдар Кабиров. — Что касается рентабельности и вообще существования бизнеса в другой локации — тоже спорно, у бара "Терминал" получилось, и я рад этому, но это не аксиома", — подытожил он.