"Возрождение" дважды пыталось с помощью ФАС отменить дорожные конкурсы на 5 млрд рублей. Победителем в обоих случаях оказывались ВАД.
Аукционы на капитальный ремонт 32 км трассы М–10 "Россия" между населенными пунктами Ушаки и Трубников Бор (593–626–й км, одни торги на одну сторону дороги, другие — на другую) в Ленобласти ФКУ "Упрдор "Северо–Запад" объявило еще в июне 2019 года. Это структура, отвечающая за федеральные трассы на Северо–Западе. Определить подрядчиков на контракты общей стоимостью порядка 5 млрд рублей планировалось в середине июля, но все затянулось из–за антимонопольных разбирательств.
В июле АО "ПО "Возрождение"Игоря Букато подало жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на оба аукциона, посчитав, что заказчик установил некорректные требования к претендентам. Антимонопольщики признали жалобы обоснованными и предписали отменить протокол рассмотрения единственной заявки по одной из закупок. По второй закупке опубликовать протокол не успели.
Слишком много требований
Упрдор "Северо–Запад" выполнило предписания и объявило новые аукционы по капремонту трассы М–10. Однако "Возрождение" вновь нашло нарушения в документации. В новых жалобах подрядчика в ФАС указано, что заказчик в требованиях к товарам, используемым при выполнении работ, установил показатели, значения которых становятся известными при испытании партии товара после его производства. Например, показатели поверхностной плотности геотекстильного материала и стеклянной изоляционной ткани.
"Такие требования не позволяют участнику подать заявку на участие в аукционе, взяв на себя обязательства обеспечить соответствие значений ряда показателей, получаемых по результатам испытаний конкретного материала, в связи с тем, что внесение изменений в контракт в этой части является правом, а не обязанностью заказчика. Следовательно, участие в закупке с вышеуказанным описанием объекта закупки не представляется возможным, что влечет необходимость выдачи предписания о внесении изменений в документацию", — говорится в жалобе "Возрождения" к закупке по ремонту левого участка трассы.
В жалобе по второй закупке претензий к заказчику у подрядчика еще больше. В обоих случаях компания ссылается на судебную практику относительно приводимых в жалобах доводов.
Не тот бетон
ФАС России, рассмотрев две жалобы "Возрождения", признала одну из них — на закупку по капремонту правого участка трассы М–10 — обоснованной. Было выявлено, что заказчик установил в закупочной документации ненадлежащие требования к товару "Смеси бетонные". По решению ФАС Упрдор должно устранить выявленное нарушение. Жалобу на закупку по левому участку посчитали необоснованной.
В то же время в ходе внеплановых проверок ФАС России было установлено, что при проведении обоих аукционов ФКУ "Упрдор "Северо–Запад" издало ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок.
В частности, она содержала многочисленные требования к характеристикам товаров, которые противоречивы и не соответствуют ГОСТам, сообщили в ФАС.
"Подобные требования не дают потенциальным участникам аукциона возможность определить потребность заказчика, его видение качества и характеристики таких товаров. Они вводят участников закупки в заблуждение, что противоречит положениям закона о контрактной системе, — прокомментировал "ДП" начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов. — Указанные нарушения приводят к незаконным отклонениям добросовестных подрядчиков, что в конечном счете приводит к сокращению количества потенциальных участников закупки". В связи с этим комиссией антимонопольной службы было выдано предписание не учитывать требования инструкций при рассмотрении заказчиком аукционных заявок.
Новые закупки при этом Упрдор "Северо–Запад" объявлять не должно, уточнили в антимонопольном ведомстве.
Будет ли "Возрождение" обжаловать эти решения ФАС в арбитражном суде, в компании не сообщили. Однако этот подрядчик известен своим успешным опытом по оспариванию в судах корректности аукционной документации. В частности, через суд "Возрождение" добилось контракта на строительство участка пр. Ветеранов от ул. Пионерстроя до пересечения с пр. Буденного.
Единственный участник
В обоих случаях единственным участником аукционов была компания "ВАД"Валерия Абрамова и Виктора Перевалова, которая выигрывает многие закупки ФКУ "Упрдор "Северо–Запад". По данным сайта госзакупок, контракты на капитальный ремонт участка трассы М–10 в Ленобласти стоимостью 2,6 млрд и 2,4 млрд рублей с ВАД уже заключены, снижение цены контрактов не произошло. Отметим, что при проведении аукционов в первый раз победителем одного из них также признали ВАД.