Тибет, Палестина, Ирландия, Финляндия — фестиваль Бориса Гребенщикова "Части света" имеет целью раскрывать фолк–горизонты (как это делает сам БГ в своей радиопередаче "Аэростат"), но эдак ненавязчиво. Вместо приставок этно– и world– тут замахиваются сразу на global–, из чего, впрочем, отнюдь не следует интереса к глобалистской поп–музыке мировых корпораций. Разве что исполнительский уровень должен быть как у тех — бескомпромиссно роскошный. В сухом остатке после двух фестивалей и в преддверии третьего имеем следующее: Гребенщиков и "Светлая музыка" полагают, что место всевозможного фолка не в этно–резервации, а там же, где играют и слушают всю остальную хорошую, нестандартную, живую музыку. Это общее место. И уже третий год подряд оно находится в Юсуповском саду, что на Садовой. На этот раз — 7 сентября.
Прежде чем пройтись по лайнапу, отметим: две сцены фестиваля, большая и малая, наконец–то перестанут перебивать друг друга. Звук, конечно, как святой дух, дышит где хочет, но носиться над водами (Юсуповского пруда) ему придется по расписанию.
Сначала в 15:30 на Большой сцене песнь заведут матриархи финского поп–фолка Varttina. С далекого 1983 года девичье трио успело все — и достичь вершин европейских чартов, и побывать в шкуре официальной (если не официозной) финской поп–группы, и забронзоветь, и вновь пуститься во все тяжкие (например, с финской же регги–рок–группой Miljoonasade). К счастью, раскатистое "р–р–р–р" карельского диалекта и злые народные песни–скороговорки про кровь, ненависть и боль — на месте, и круче Varttina у соседей до сих пор нет никого.
Как финские ведьмы закончат, так сразу, в 16:30, на Малой сцене выступит тибетско–швейцарская целительница и певица буддийских мантр Дечен Шак–Дагсай. Мелодии для мантр она сочиняет сама. Лирика, окружающая священные слоги, принадлежит ее отцу — буддийскому ламе. За музыку ансамбля The Jewel отвечает швейцарский продюсер и композитор Хельге Ваг Дейк. В дело идет все — от атмосферных импровизаций с европейской флейтой и индийским ситаром до прог–рока и танцевальной электроники. Кому фестивального получаса этой воистину светлой музыки мало, милости просим на полноформатный концерт Дечен в клуб "Морзе" 5 сентября.
В 17:00 на Большой сцене — очередь группы палестинского происхождения с британской пропиской 47Soul. Политические лозунги палестинцев крайне энергичны, но довольно абстрактны. Зато изобретенный модным квартетом стиль shamstep — смесь дабстепа и традиционной арабской музыки — весьма конкретен. Арабский и английский языки переходят друг в друга так же незаметно, как традиционные ритмы — в глобалистские биты, а "восточные" завывания аналогового синтезатора — в изобретательную танцевальную электронику.
Читайте также:
Фестиваль
Хорошие люди. День Д–1989
В 18:00 на Малой сцене выступит петербургская "Карелия". Я бы сказала, большая честь для коллектива крепкого и профессионального, но не богатого гениальными идеями. Увлечение солистки Ники Гавриловой фолк–вокалом и соответствующими русскими (не карельскими) традиционными песнями объясняет ее появление в "Частях света" лучше, чем светлые и благостные городские романсы, которые составляют основу репертуара группы.
В 18:40 шахматный порядок приведет на Большую сцену отцов–основателей фолк–рока, каким его знаем. Британцы Steeleye Span празднуют концертным туром — страшно подумать — свое 50–летие. Чудесным образом группа, родившаяся в "золотом" 1969 году и повлиявшая на всех и каждого (не исключая самого БГ), занята не только светлыми воспоминаниями. Последний реюнион во главе с Дамой Британской империи Мэдди Прайор активен, как в юности. В 2016–м вышло сразу два альбома, в 2018–м — еще два, в 2019 году уже выпущен оригинальный релиз Storm Force Ten. В нем есть и бравые хоровые баллады, и свежие звуковые решения, и главное — кристально твердый и чистый голос самой Мэдди Прайор, с годами добавивший бархата, но не утративший неподражаемых обертонов.
В 19:40 на Малой сцене — Сергей Старостин и "Волковтрио". При всем меланхоличном авангардизме легендарной коллаборации именно их получасовой сет станет абсолютной кульминацией фестиваля. За долгие годы дружбы Старостин и Волков со товарищи выпустили четыре альбома, но вместе выступают до обидного редко. Услышать живьем, как подлинный фольклор срастается с авант–джазом и авторскими песнями Старостина до состояния единого живого музыкального тела (примерно как в наших с вами телах срастаются сломанные нечаянно кости, и снова можно ходить), дорогого стоит.
Разумеется, фанаты ждут финала — непременного выхода БГ и "Аквариум International". Дождутся в 20:30. Что будет — никто не знает. Ясно лишь, что Большая сцена станет общей для всех участников фестиваля, как всегда.