До губернаторских выборов — неделя. Фиксируем диспозицию.
До выборов — меньше недели. Все, что могло случиться, пожалуй, уже случилось. Даже заявление в прямом эфире кандидата от КПРФ Владимира Бортко о выходе из предвыборной гонки прозвучало. Актер и режиссер победили политика. Эффектный уход с подмостков — занавес — овации!
КПРФ теперь, видимо, свою игру считает сыгранной и, использовав по максимуму ресурс губернаторской кампании, сосредотачивается на муниципальных выборах.
Оставшиеся участники процесса, в общем, согласны с итоговой расстановкой сил, и стратегических прорывов от них ждать уже не стоит.
Александра Беглова, естественно, устраивает позиция лидера предвыборной гонки, идущего к победе в первом туре. Не будет ни изменения концепции кампании, ни переформатирования демонстрируемого образа. Важно все довести до обозначившегося логического финала.
Но и его оставшиеся конкуренты не блещут остротой и новизной приемов.
Надежда Тихонова не смогла раскрутить собственную узнаваемость и привлечь на свою сторону всех, кто готов голосовать, исходя из гендерного принципа. Рассчитывать на высокий результат не приходится. Но можно ведь попытаться не стать последней.
Михаил Амосов свою личную победу уже одержал, став единственным кандидатом от либеральных сил. И это теперь многих нервирует, что особенно видно по истерике в стане его бывших однопартийцев — "яблочников". Но вопрос, кто же окажется замыкающим, добавляет драйва и ему.
Конечно, то, что не будет борьбы за первое место, было ясно изначально. Какая–то интрига могла вестись при сценарии второго тура. Тогда для оппозиционных участников важным было соревнование в своей среде, быть первым среди проигрывающих. А дальше появлялся шанс консолидировать голоса всех противников власти через две недели после 8 сентября.
Но для голосования от противного нужен особый повод. И тут можно было ждать нескольких "черных лебедей" из столицы.
Во–первых, имел место проект перенести московские протесты на петербургскую почву. И этот сценарий даже начали было раскручивать местные энтузиасты. Но ни здесь не преуспели, ни в Москве не хватило запала. Протест слит.
Во–вторых, был шанс, что федеральные власти организуют что–то вроде пенсионной реформы прошлого года. И тогда даже не понадобилось бы специально готовить протестную активность, все свершилось бы само собой. Такой вариант тоже был. Несколько дней назад, например, вступил в силу очередной пакет санкций США, ограничивающий возможности российских долларовых заимствований. В этой связи чуть ли не на министерском уровне рассматривалась перспектива обвала рубля в 2 раза, с соответствующим ростом потребительских цен. Но нет — обошлось. Санкции как бы никто не заметил.
В итоге две мрачные гордые птицы пролетели мимо. Сама собой протестная повестка дня не возникнет, а без нее говорить о реальных шансах оппозиции не будет никто. Сама оппозиция в том числе.
Так что осталось доиграть совсем чуть–чуть. А дальше новая, но вполне предсказуемая жизнь, которая сейчас и формируется в последнем броске.