­QR–коды вместо дорогого эквайринга

 

Сейчас внимание ретейлеров фокусируется не на биометрии как таковой, а на стоимости этих технологий. Комиссии за эквайринг довольно высоки. Вне зависимости от способа идентификации клиента торговые сети в первую очередь думают о том, сколько им нужно за это платить.
Например, в этом году начались эксперименты по оплате с помощью QR–кодов. У технологии очень высокий потенциал, потому что она в силах сломать экономику стоимости эквайринга. QR–коды существенно дешевле для ретейлера, чем оплата по кредитной карте. Ведь когда эквайринг стоит даже 1% от оборота, то в итоге набирается очень приличная сумма, и компании не хотят платить такие деньги.
Если QR–коды начнут массово внедряться, это может изменить привычную нам систему обслуживания кредитных карт, что, в свою очередь, может даже спровоцировать рост спроса на какую–то альтернативную форму приема платежей, скажем, на ту же самую биометрию.
Что касается потребителя, для него биометрия пока просто игрушка, которая не имеет четкого полезного свойства. И если оплата по лицу будет организована так же, как по кредитной карте, больших перспектив внедрения этой технологии в будущем мы не увидим. Потому что существующие формы оплаты и так удобны для потребителя.
Сейчас больше половины платежей в розничной торговле и ресторанах совершаются безналично, хотя еще недавно больший уклон был в сторону наличных. Теперь более 60% всех транзакций — это электронные платежи.
Но если технология будет развиваться так, что с ее помощью можно будет не только совершить покупку, но и сделать что–то еще, например заказать дополнительную услугу, тогда и интереса к ней будет больше. Скажем, если в момент снятия биометрических данных будет измеряться температура тела, и если она выше нормальной, то система предупредит человека, что, возможно, он болен.
Биометрия может быть привязана не только к банковским картам, фактически можно обойтись вообще без карты. Отпечаток пальца, лицо или голос можно будет прикрепить к любому счету, в том числе к криптовалюте. Те же ретейлеры могут создать собственную валюту, производить оплату в ней и не делиться с банком комиссией.
Где–то такие инициативы сдерживаются законодательством, потому что это может быть приравнено к оказанию финансовых услуг без лицензии, но я думаю, что эти ограничения будут постепенно сниматься.
Впрочем, мне кажется, что сейчас острой необходимости в биометрической оплате нет. В будущем такие системы будут развиваться, и спрос на них будет постепенно расти. Но, чтобы это произошло, придется решить две проблемы: снизить расходы ретейлеров на эквайринг и предоставить покупателям дополнительные сервисы.
И то и другое может быть решено, если к этому подойти с определенной смекалкой и осознавать конкретные цели.
Иван Федяков, генеральный директор аналитического агентства INFOLine