Смотр в Торонто уже не первый год подпирает "большую тройку" из Канн, Венеции и Берлина и изрядно, надо сказать, в этом преуспевает. Его принципиальное отличие от конкурентов — отсутствие жюри и главного конкурса как такового. Победителя здесь выбирают зрители, поэтому именно на такое, зрительское, кино и делают ставку отборщики. А еще фестиваль в Торонто — это самые главные "оскаровские" смотрины. Вот победители канадского форума последних 3 лет: 2016 — "Ла–Ла Ленд", 2017 — "Три билборда на границе Эббинга, Миссури", 2018 — "Зеленая книга". Все три потом и на главной церемонии года в Лос–Анджелесе отхватили по несколько статуэток, а "Зеленая книга" и вовсе главную.
На грани стоп–приемов
В этом году канадская публика проголосовала за трагикомедию "Кролик Джоджо" о мальчике, который завел себе воображаемого друга — Адольфа Гитлера. Режиссер — новозеландец Тайка Вайтити, автор культовых "Реальных упырей" и самого смешного из всех супергеройских блокбастеров "Тор: Рагнарёк". Действие в "Кролике" разворачивается в годы Второй мировой войны, главный герой — сирота, с которым никто не общается. Именно желание хоть где–то стать своим приводит его в гитлерюгенд, а там уж недалеко и до дружбы с выдуманным фюрером. Это сентиментальная абсурдистская комедия, балансирующая на грани стоп–приемов, но ни разу эту грань не пересекающая. Мировая премьера ленты состоится 18 октября. Нам, конечно, интересна судьба фильма в России. Есть подозрения, что обсуждать его здесь будут не только кинокритики и зрители, но и, как водится, депутаты, общественные деятели и прочие жаждущие внимания граждане. "Кролик Джоджо" — это в известном смысле картина про них, одиноких, никому не нужных, готовых на что угодно, лишь бы их заметили.
Второе место в зрительском голосовании заняла "Брачная история" Ноа Баумбаха — очевидно будущий нетфликсовский хит про разводящуюся пару нью–йоркских хипстеров, сыгранную Скарлетт Йоханссон и Адамом Драйвером. Главный режиссер для инфантилов со всего мира, похоже, снял свой лучший фильм с роскошным сценарием и выдающимися актерскими работами, эдакий "Крамер против Крамера" XXI века. Показательно, что только что картину полностью проигнорировало венецианское жюри — отличный пример разницы в подходах к оценке фильмов на двух фестивалях. Не пропустите "Брачную историю", когда Netflix добавит ее на сайт.
Бронза досталась "Паразитам" Пон Чжун Хо, прежде удостоенным "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля и разорвавшим (в своей, конечно, весовой категории фестивального кино) российский прокат.
Надежды питают
Вообще, присутствие в Торонто всех главных хитов фестивалей–конкурентов — тоже отличительная особенность канадского смотра. Здесь не настаивают на "праве первой ночи" и привозят все самое заметное из показанного в Европе за год. В программе этого года — и победитель Берлина — "Синонимы" Надава Лапида, и уже упомянутые "Паразиты" из Канн, и недавний триумфатор Венеции "Джокер" Тодда Филлипса, к всеобщему удивлению, канадскую публику не слишком впечатливший. Для "Синонимов" или "Паразитов", как и для всех прочих неамериканских фильмов, именно фестиваль в Торонто — самый быстрый выход к заокеанскому прокату. Многие европейские и азиатские арт–ленты попадают в кинотеатры США (самые, безусловно, желанные), лишь будучи замеченными на канадском фестивале. Все предыдущие регалии для прокатчиков в Штатах не так существенны.
Поэтому и "рынок фильмов" в Торонто — секция, не уступающая показам по ажиотажу. Каждый раз сюда приезжают и российские продюсеры в надежде продать или хотя бы как следует прорекламировать свои флагманские проекты. В этом году особым спросом пользовались фантастические "Вторжение" Федора Бондарчука и "Спутник" Егора Абраменко. Впрочем, о конкретных сделках с участием российских картин никто пока не объявлял.