Для многих россиян стало сюрпризом введение с начала года требования экономического присутствия в большинстве традиционных офшорных юрисдикций.
09:3430 сентября 201909:34
682просмотров
09:3430 сентября 2019
Способы защиты интересов владельцев заграничных компаний и счетов обсудили на St. Petersburg Private Wealth Forum .
Последние несколько лет были полны переживаний для владельцев зарубежных компаний и счетов в заграничных банках. Ближайшие годы обещают быть не менее сложными. Какие неприятные сюрпризы ждут владельцев капиталов за пределами родины и как облегчить их участь, обсуждали на прошлой неделе в Петербурге специалисты по управлению личным благосостоянием, собравшиеся на St. Petersburg Private Wealth Forum.
Борьба с призраками
По словам налогового консультанта Марии Семеновой, налоговый контроль не только в России, но и во всем мире вышел на новый уровень. Повысилось качество проверок, заработал международный обмен информацией. "Ряд стран раскрывают друг другу те данные о своих гражданах, которые раньше были за семью печатями. С этим нельзя не считаться", — отметила она.
Второй очень важной тенденцией является требование экономического присутствия (substance), которое в начале текущего года введено в большинстве традиционных офшорных юрисдикций, таких как Британские Виргинские острова, Гернси, Джерси и другие, что стало для многих россиян сюрпризом. Это означает, что для получения налоговых преимуществ от инкорпорации компании в офшоре нужно снять реально существующий офис, фактически нанять персонал, осуществлять достаточные для ведения деятельности расходы. При этом требования экономического присутствия могут различаться в зависимости от вида деятельности иностранной фирмы и страны ее инкорпорации. Невыполнение таких требований чревато штрафами либо исключением компании из реестра юридических лиц.
С 2017 года отечественные налоговые органы начали успешно оспаривать популярную схему по продаже российских компаний через продажу владеющих ими офшоров, созданных непосредственно перед сделкой, с последующим переводом денег на зарубежный счет без уплаты налогов в России. Соответственно, если собственник все же планирует воспользоваться налоговыми преимуществами при продаже российского бизнеса на уровне иностранной холдинговой компании (ИХК), то соответствующая структура должна быть инкорпорирована задолго до сделки, а также вести фактическую деятельность и выполнять требования достаточного экономического присутствия в чужой стране.
За последние 2 года большая часть судебных претензий налоговых органов по трансграничным операциям была связана с доначислением российским компаниям налога на доход у источника при выплате пассивных доходов иностранным компаниям в результате применения концепции фактического получателя дохода, а это не один десяток судебных дел, уточнила Мария Семенова для корреспондента "ДП".
Тайное становится явным
Помимо дополнительных расходов на содержание иностранных структур и рисков доначисления российских налогов, собственники столкнулись с неприятным сюрпризом: в случае предъявления судебных претензий российской компании в публично доступных источниках может появиться информация о ее ИХК, а также о деталях сделок по приобретению иностранных активов. В качестве примера Мария Семенова упомянула судебное дело с ООО "Группа Полимертепло".
Поэтому российским собственникам лучше разделять структуры владения российскими операционными компаниями и личными инвестициями или зарубежными стратегическими проектами. "Такой подход поможет избежать ситуации, когда информация о ваших личных активах появится в открытых источниках", — поясняет она.
На сегодня нет судебной практики по признанию иностранных компаний, принадлежащих российским собственникам, российскими налоговыми резидентами. Однако известно, что налоговые органы уже делают попытки предъявления таких претензий и доначисления таким иностранным компаниям российского налога на прибыль. Есть кейсы с досудебным урегулированием подобных претензий. Формирования судебной практики по данному вопросу можно ожидать в ближайшие 2–3 года. "Будет вал таких судебных дел", — прогнозирует Мария Семенова.
Дамоклов меч
Максим Симонов, глава налоговой практики компании "Дювернуа Лигал", акцентировал внимание на законодательстве о валютном контроле для физических лиц, которое существует давно, но в последние годы существенно ужесточилось преследование за его нарушения при зачислении денег на иностранный банковский счет или списании средств с такого счета. Это чревато штрафом в размере 75% или даже 100% от суммы операции. Уже есть пара громких кейсов, когда в одном случае владелец зарубежного счета Николай Кузнецов получил штраф 30 млн рублей, а в другом, Алексей Ермаков, — 170 млн. Среди юристов популярна шутка, что в обоих случаях налоговая поступила гуманно, взяв в качестве штрафа не 100%, а 75%, отметил Максим Симонов.
Он напомнил, что с 1 января 2020 года вступают в силу поправки в валютное законодательство, принятые 2 августа текущего года. С одной стороны, они несколько ослабят ограничения для владельцев зарубежных банковских счетов, а с другой — создадут проблемы владельцам счетов в небанковских организациях, например брокерских компаниях. Фактически к ним с нового года будут применяться все обязанности и ограничения, которые применяются к владельцам зарубежных банковских счетов. "Это дамоклов меч для тех трейдеров, кто не готовится к изменению валютного законодательства. Им придется долго и мучительно расплачиваться, — предостерег юрист. — Поэтому лучше ознакомиться с валютными ограничениями заранее, до 1 января 2020 года, когда они вступят в силу и для владельцев счетов в небанковских организациях за рубежом".
Кроме того, Минфин РФ готовит изменения в налоговое законодательство, предполагающие, что российскими налоговыми резидентами будут считаться те граждане, которые прожили в нашей стране не менее 90 дней в течение года. Сейчас эта планка установлена на уровне 183 дня. Ее понижение приведет к тому, что множество людей, которые сейчас не являются российскими налоговыми резидентами, станут ими и столкнутся с обязанностями по уплате НДФЛ в России в случаях, в которых раньше платить налог на родине им не приходилось (в том числе по своим контролируемым иностранным компаниям).
Но есть и хорошие новости
Из хороших новостей на форуме прозвучало несколько идей насчет того, как владельцам иностранных компаний можно уменьшить налоговое бремя, используя, например, сквозной подход, позволяющий платить налоги только с доходов конечного бенефициара цепочки компаний с участием иностранного звена, а промежуточные транзакции внутри этой цепочки от налогов освобождать. Об этом рассказал Виктор Калгин, партнер KPMG.
К хорошим можно отнести и новость о возможности применения налоговой амнистии, которая действует до 29 февраля 2020 года. По мнению Максима Симонова, недавний кейс Валерия Израйлита, которому предъявили декларацию, поданную в рамках налоговой амнистии, в качестве доказательства преступлений, не подпадающих под амнистию, еще не означает, что на амнистии следует поставить жирный крест. Симонов и другие юристы, опрошенные "ДП", надеются, что этот случай будет единичным и амнистия пока останется универсальным способом избежать штрафов за нарушения, связанные с личными счетами российских граждан за рубежом.