История крупнейшего мостостроителя Северо–Запада — петербургской компании "Пилон", похоже, идет к своему завершению. Под этим брендом в Петербурге уже вряд ли будет возведен какой–либо инфраструктурный объект.
3 октября "Пилон" лишился двух госконтрактов на строительство Гореловского и Лиговского путепроводов на юго–западе Петербурга общей стоимостью 4,5 млрд рублей. Оба расторгнуты по инициативе Смольного. По данным ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (заказчик), на Гореловском путепроводе "Пилон" не вел работ с февраля 2019 года, отставание от графика сейчас составляет порядка 7 месяцев. Почти из 900 млн рублей стоимости контракта подрядчик освоил лишь 510 млн рублей. К 1 ноября 2019 года стройка должна была завершиться. На Лиговском путепроводе все остановилось в апреле текущего года, от графика работы отстают на 5 месяцев. Из 3,6 млрд рублей, в которые оценивали строительство объекта, подрядчик освоил только 279 млн рублей. Сдача этого путепровода была запланирована на октябрь 2021 года, теперь Смольному предстоит найти нового подрядчика или подрядчиков.
Причиной остановки строек стали финансовые трудности, которые испытывает "Пилон". В марте 2019 года иск о банкротстве подрядчика подала Федеральная налоговая служба, требуя взыскать 60 млн рублей. По требованию налоговиков в разных банках сейчас заблокировано шесть счетов "Пилона". Помимо ФНС деньги требуют частные компании и, главным образом, работники "Пилона", которые дошли до прокуратуры.
3 октября прокуратура Петербурга навестила компанию и трудовой коллектив, все проходило при участии учредителя ЗАО "Пилон", отмечают в ведомстве. С 24 сентября следственным органом возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы). Сумма задолженности не озвучивается, но, по данным "ДП", задержки по выплате зарплаты большие. Сами работники "Пилона" говорят, что почти 700 человек в течение 5 месяцев не могут получить зарплату. За последние месяцы уволились сотни рабочих — с начислениями, но без выплат.
Точку 25 октября может поставить арбитражный суд. На этот день назначено заседание по рассмотрению иска ФНС. С большой долей вероятности "Пилон" признают банкротом. Весной этой участи для "Пилона" владелец компании Мевлуди Блиадзе надеялся избежать — собирался найти партнера, который поможет деньгами. Переговоры действительно велись, но все оказались неудачными. Сейчас Блиадзе не комментирует сложившуюся ситуацию. По информации издания, владелец "Пилона" до сих пор не теряет надежды придумать какой–то вариант.
Списывать со счетов "Пилон" не хочет и исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций Олег Бритов. "Есть надежда, что компании удастся остаться на рынке. Наверняка сейчас идут интенсивные переговоры. Никому не интересно топить этого подрядчика. Надеюсь, удастся сохранить потенциал "Пилона" в какой–то новой форме", — прокомментировал он "ДП".
На счету "Пилона" 26 лет работы на петербургском рынке, последние 15 лет компания шла вверх, отмечает Бритов. За один момент оказаться у разбитого корыта она не могла. К этому, возможно, привели конфликты интересов, уменьшение объема дорожного строительства в Петербурге и нововведения в законодательстве.
Ранее петербургские чиновники отмечали, что перегруппироваться и заменить "Пилон" смогут такие городские подрядчики, как "Орион плюс", "АБЗ–Дорстрой", "Буер". Однако быстро это произойти не может, даже если возможно в теории. Перечисленные компании — представители дорожной отрасли, а не мостостроения. Преимуществом "Пилона" был не только богатый опыт, но и уникальный коллектив.
Нельзя исключать и варианта, когда нынешние подрядчики окажутся в непростой финансовой ситуации, поскольку рынок дорожного строительства в Петербурге последние годы идет на спад. Например, за 2017 год ГК "ЗАО "Пилон" выполнила работ на 14 млрд рублей, тогда в штате было 2,5 тыс. человек. А в 2018 году — только на 4 млрд рублей, это в 3,5 раза меньше. После ЧМ по футболу 2018 года для компании не осталось подрядов.