06:1016 октября 201906:10
793просмотров
06:1016 октября 2019
Павел Дуров столкнулся с Комиссией по ценным бумагам США и теперь может сдвинуть сроки реализации проекта.
Регулятор на этой неделе дал жару рынку криптовалют и стейблкоинов, но биткоин все же смог удержаться выше $8000. Комиссия по ценным бумагам США (SEC) заявила об отклонении заявки на запуск биткоин–ETF от Bitwise. И… ничего не произошло. Видимо, все уже смирились с тем, что от пресловутых "институциональных инвесторов" пока что одни проблемы. Это ведь их так и не дождалась биржа Bakkt, провалившая запуск поставочных фьючерсов, после чего биткоин потерял 20% цены.
Libra все бросили
Кто вышел из криптовалютного проекта Facebook — уже не считаем. Считаем тех, кто остается. Visa, eBay и Mastercard все–таки подтвердили разрыв с Libra. Ранее приостановила участие компания PayPal. Но зато в проекте продолжат числиться партнерами Uber, Lyft и кастодиан Anchorage, в котором есть доля и у Visa.
Общий тон всех без исключения прощаний такой: все, конечно, неплохо, проект интересный, но с регулированием не все понятно, поэтому мы, может быть, присоединимся чуть позже. Вот, например, как оправдывалась Visa: "Пристальный интерес Visa к Libra обусловлен нашей уверенностью в том, что хорошо регулируемые сети на базе блокчейна могут повысить ценность цифровых платежей для огромного числа людей, особенно из развивающихся стран".
Эксперты считают: Facebook будет, конечно, намного сложнее, но вряд ли они откажутся от идеи. "Несложно понять причины беспокойства регулятора и властей, но данный проект будет продолжать развиваться, хотя и не так динамично. С одной стороны, это экономически и репутационно затратно, с другой — пионеры на этом рынке получат максимальную выгоду", — считает начальник отдела анализа рынков альтернативных инвестиций "Велес Капитал" Алексей Пикуза.
Вот только противостоять, похоже, придется полномасштабной государственной коалиции. В "Большой семерке" подготовили доклад о том, что стейблкоины представляют угрозу глобальной финансовой системе. "До того как должным образом не решены правовые, нормативные и надзорные вызовы и риски, запуск стейблкоинов осуществляться не должен", — говорится в отчете G7. С Libra все понятно, но на очереди могут оказаться и другие, например JPM Coin от финансового конгломерата JP Morgan (подробнее о проекте см. "ДП" № 22 от 20.02.2019). А если очень сильно захотеть, то даже и Ethereum.
"С одной стороны, отказ от Libra подведет черту под всеми подобными проектами. Если задушили самого крупного игрока, другие не станут и пробовать, — констатирует аналитик FxPRO Александр Купцикевич. — С другой стороны, не происходит поглощения крипторынка крупными корпорациями. Это означает, что придуманный на волне разочарования в банковской системе биткоин и некоторые другие криптовалюты, особенно с упором на анонимность, могут получить причину жить дальше на условиях оппозиции традиционному рынку финансов. Идея Сатоши оказалась верна".
Война с Telegram
Долго–долго все радовались, что SEC отвлечена на Libra. Оказалось — зря. Руки регулятора дошли и до GRAM, причем в самый неудобный момент, буквально за 2 недели до предполагаемой даты релиза. Комиссия США сочла токены Дурова ценной бумагой и обратилась в суд с требованием принять меры против двух офшорных компаний, которые стоят за выпуском. В то же время в команде Telegram позиционировали GRAM как товар, такой же, как Bitcoin или Ethereum.
Это полностью переворачивает планы Павла Дурова и Telegram. Сообщается, что команда собирается сдвинуть срок релиза и при этом не возвращать деньги инвесторам, так как происходящее вполне может считаться чрезвычайным происшествием вроде пожара или потопа. Ну а дальше придется решать, как адаптировать проект к американскому законодательству. Потому что иначе проект может погибнуть: Apple и Google просто удалят мессенджер из своих магазинов, если власти надавят.
"Telegram может заключить сделку с SEC, легализовав выпуск в обмен на изменение условий размещения и штраф, — говорит Роман Янковский, член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России. — Такие прецеденты были, и это, наверное, самый желательный путь для Telegram. Он также может попробовать оспорить их аргументы в суде, что потребует больше времени. Разумеется, Telegram может и наплевать на SEC и выпустить токены (как вариант, передав их инвесторам за пределами США), но это однозначно будет воспринято как недобросовестное поведение и фактическое объявление войны SEC. Не думаю, что Telegram на это пойдет. Другой вопрос, поймут ли инвесторы такую задержку. По соглашению, после 31 октября инвесторы вправе потребовать деньги назад, если не получат токены. Конечно, инвесторы не заинтересованы в этом: мирное разрешение ситуации усилит GRAM, его стоимость еще вырастет. С другой стороны, могут найтись и один–два инвестора, которые не без подстрекательства со стороны SEC подадут иски к Telegram и еще больше усложнят ситуацию".
"Все смеются, очень нервно смеются", — описал для СМИ ситуацию неназванный инвестор, успевший пообщаться с десятком товарищей. Даже торги "фьючерсами" на GRAM отразили беспокойство инвесторов. Цена, разогревшись на хороших новостях до $4,5, сейчас упала до $3,3.
Триллионы от блокчейна
Нужно учесть, что Telegram Open Network в целом и GRAM в частности — это не только про валюту, но и про смарт–контракты. В этом была одна из ключевых идей проекта: создать альтернативу проекту Ethereum за счет более быстрого и эффективного блокчейна. Понятно, что теперь настроение у энтузиастов подпортилось.
На этом фоне появляется Минкомсвязи и заявляет, что внедрение блокчейна принесет России 1635 млрд рублей к 2024 году. Ошибки нет, речь о цифре с девятью нулями. Согласно документу, сокращение объема контрафакта позволит сэкономить 853 млрд рублей, а сокращение издержек за счет цифровизации — еще 782 млрд. При этом потратить предполагается в 20 раз меньше. Инвестиции, предусмотренные существующими инструментами поддержки, составят 23,1 млрд рублей. Еще 50,17 млрд рублей инвестиций ожидается со стороны частных инвесторов.
Цифра 1,6 трлн рублей, безусловно, достижима, но в некоторой степени амбициозна, считает Руслан Юсуфов, управляющий партнер MINDSMITH. По его оценкам, в России более 40 российских организаций из разных отраслей публично заявляли о внедрении блокчейна в свои бизнес–процессы от факторинга ("Дикси", "М.видео", НФК, "ГПБ–факторинг", "Сбербанк Факторинг") и отслеживания цепочек поставок ("Алроса", РЖД) до токенизации продукции ("Норникель") и голосования (правительство Москвы). "Главным образом в будущем блокчейн затронет индустрию банковских и финансовых услуг. Еще одна перспективная область — программы лояльности и вознаграждений. В ближайшие 5–10 лет будет активно применяться блокчейн для государств, образования, страхования, медицины, энергетики и коммунальных предприятий, нефтегазовой отрасли, индустрии медиа, развлечений и киберспорта", — считает Юсуфов.
"За 3 года пока даже с криптовалютами и их статусом не разобрались и нигде не применили, а здесь обещания изменить многомиллиардные индустрии, — возражает Сергей Прилуцкий, co–founder MixBytes и преподаватель программы BCL. — Борьба с контрафактом — обычная тема проектов на хакатонах, так как в простейшем варианте требует просто записывать идентификаторы в блокчейн. В реальности эти сервисы работают обычно в закрытом корпоративном окружении, код закрыт, публичных аудитов нет, так что это не совсем блокчейн–технологии и для масштабного публичного применения не годятся совершенно".
И кстати, да! Закон о цифровых активах опять не примут до дедлайна 1 ноября, как этого требовал премьер Медведев. Слишком сложная оказалась тема.