Ключевые деньги в региональной системе госзаказа–2019 по–прежнему в дорогах. Однако после ударных 2017 и 2018 годов, когда город готовили к чемпионату мира по футболу, подрядчикам приходится бороться за место под солнцем.
На строительство объектов транспортной инфраструктуры к ЧМ–2018 в Петербурге потратили порядка 80 млрд рублей. Не все они пошли на дороги и развязки — немало израсходовали на строительство метро, и без федеральной поддержки не обошлось. Но размах понятен (возводились такие крупные объекты, как мост Бетанкура через остров Серный, новый участок набережной Макарова до ЗСД, путепроводная развязка на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта). Если в 2017 году подведомственная комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Дирекция транспортного строительства заключила 234 контракта почти на 20 млрд рублей, то за 3 квартала 2019–го — 99 контрактов на 11 млрд. В 2019–м Петербург остался только со своим бюджетом. И на серьезные проекты вроде Южной широтной магистрали или развязки на пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта Смольный ждет федерального софинансирования.
Под каток
Как сокращение объемов дорожного строительства отразилось на петербургских подрядчиках, можно проследить на примере ЗАО "Пилон". К фирме, строившей Яхтенный мост и мост Бетанкура, а также проводившей масштабную реконструкцию Тучкова моста, в начале весны 2019 года налоговики подали иск о банкротстве.
Владелец компании Мевлуди Блиадзе говорит о системных проблемах: "Ситуацию ухудшают условия, в которых подрядчики вынуждены выполнять заказы. Не учитываются многие нюансы, в том числе и имущественные. Есть вопросы к ценообразованию".
За 2017 год компания выполнила работ на 14 млрд рублей (тогда в штате было 2,5 тыс. человек), в 2018 году — в 3,5 раза меньше (4 млрд рублей). Осенью появились сообщения о массовом увольнении сотрудников. В октябре 2019–го "Пилон" лишился двух госконтрактов на строительство двух путепроводов на юго–западе Петербурга общей стоимостью 4,5 млрд. Новых заказов у подрядчика нет, а судебное разбирательство о его банкротстве практически перешло в активную фазу.
Потрясающий суд
В городе осталось немного крупных дорожных подрядчиков (ЗАО "АБЗ–Дорстрой", АО "ВАД", ООО "СК "Орион плюс", АО "ПО "Возрождение"). В условиях уменьшения финансирования мирное сосуществование становится не всегда возможным, и за контракты идет борьба в судах.
В июле 2018 года компания "Орион плюс" получила подряд на строительство продолжения проспекта Ветеранов до проспекта Буденного. Однако подписать документы не успела из–за жалобы в УФАС бурятского ООО "СтройСервис". Чуть позже с иском в суд уже к "Орион плюс" и комитету по госзаказу обратилось ПО "Возрождение" Игоря Букато (№ 171 в Рейтинге миллиардеров "ДП"), которое изначально не допустили до участия в аукционе. "Возрождение" смогло не только добиться запрета на строительство дороги до окончания судебного разбирательства, но и победить в новом аукционе (в январе 2019–го с подрядчиком заключили контракт).
Бои идут и на "ленинградском фронте". Настоящим яблоком раздора стал путепровод во Всеволожске стоимостью 1,6 млрд. Заказчик, ГКУ "Ленавтодор", в конце 2018 года заключил контракт с единственным участником торгов — ЗАО "АБЗ– Дорстрой", входящим в ГК "АБЗ–1" миллиардера Владимира Калинина (№ 187 в Рейтинге миллиардеров "ДП"). Еще на стадии закупочных процедур с жалобой в антимонопольную службу обратилась компания "Геоизол", посчитавшая, что "Ленавтодор" допустил ряд ошибок.
Антимонопольщики нарушений не нашли, однако "Геоизол" решил искать правду в суде с помощью юристов компании "Юарайт", у которой в 2010–х сформировалась вполне определенная репутация среди игроков рынка госзаказа. Фирма была первопроходцем на специфическом рынке посреднических услуг. Компания могла способствовать отмене закупок, направляя жалобы в антимонопольную службу. В 2015–2016 годах "Юарайт" перебрался в Ленобласть.
Во Всеволожске закончилось все тем, что "Геоизол" отозвал иск. Проводить новый аукцион "Ленавтодору" не пришлось, однако головной боли чиновникам история прибавила. Как и торги по нанесению дорожной разметки на областных трассах. В марте 2019 года пять аукционов общей стоимостью 390 млн достались местным (областным) дорожным ремонтно–строительным управлениям. Снижение по каждому лоту составило только 1%.
После жалобы оренбургской компании "Вектор" ленинградское УФАС аннулировало результаты, хотя и не признало обоснованным обращение иногородних бизнесменов. На повторных торгах за некоторые лоты боролось до пяти компаний.
Результат — на рынок пришли новички, даже появилась экономия бюджетных средств (более 90 млн рублей).
С жалобой по жизни
Портфель закупок в 2019 году в сравнении с 2018–м уменьшился и у федеральных структур. Так, в 2018 году ФКУ "Упрдор "Северо–Запад", отвечающее за федеральные трассы, заключило 167 контрактов на 77 млрд, в 2019–м — 99 контрактов на 41,5 млрд рублей. В ведомстве не наблюдают тенденции к росту числа жалоб по своей сфере деятельности, подаваемых в ФАС, и отмечают, что в последние годы их количество в среднем держится на одном уровне. Однако без них не обходится.
ПО "Возрождение" решило побороться за два аукциона на капитальный ремонт 32 км трассы М–10 "Россия" между Ушаками и Трубниковым Бором общей стоимостью 5 млрд рублей. И добилось новых торгов.
В документации "Возрождение" нашло нарушения. Одну из жалоб признали обоснованной, но заказчика не обязали проводить новые аукционы. В итоге один контракт достался АО "ВАД", главному подрядчику северо–западного Упрдора (АО еще на первых торгах было признано победителем). Контракт по второму аукциону до сих пор не заключен.
Ожесточенную борьбу, но уже с компанией "Евротрансстрой", "Возрождение" ведет за контракт на реконструкцию участка трассы М–10 в Ям–Ижоре стоимостью почти 2,8 млрд рублей, в рамках которого запланировано строительство путепровода.
"В основном в петербургское УФАС на конкурсные процедуры по ремонту дорог поступают жалобы от реальных участников рынка. Иногда на закупочную документацию жалуются малоизвестные компании, которые можно заподозрить в недобросовестности. Но процент этих жалоб минимален", — комментируют в петербургском управлении ФАС.
Про реальных игроков рынка, оспаривающих закупки, говорят и в ФКУ "Упрдор "Северо–Запад". По количеству поданных жалоб на торги федералов лидируют компании из Петербурга, на втором месте — московские компании, недовольных из регионов значительно меньше.
В КРТИ также отмечают, что чаще всего к отстаиванию прав посредством разбирательств в УФАС прибегают участники закупок из Северо–Западного федерального округа (за 2019 год поступило всего семь жалоб от организаций из Москвы и Воронежа, основной вид деятельности которых не связан с предметом закупки).
На 11 закупок еще одного городского заказчика — Дирекции транспортного строительства — в 2019–м было подано 27 жалоб.