Работодателям советуют переосмыслить завет классика "утром — деньги, вечером — стулья" для эффективности расходов.
Российские власти оценивают ущерб от больничных для экономики страны в миллиарды долларов и выдают бизнесу рецепт: условия труда сделать комфортными, о здоровье сотрудников заботиться. Эксперты добавляют: халявщиков не поддерживать, по пути поощрения айтишников не идти. Этот рынок перегрет, говорят в "Анкор". Спрос большой, в отличие от предложения, поэтому и возникают просьбы вроде наличия безалкогольного просекко в баре. "В этой сфере спортивная команда или корпоративный врач сам по себе не может быть мотивирующим фактором", — добавляет руководитель направления IT&Telecoms рекрутинговой компании Hays Анна Палехова.
Обнулить халявщика
"Забота о здоровье сотрудников — эффективный и относительно низкозатратный инструмент повышения лояльности, — считает директор по персоналу "Coca–Cola HBC Россия" Ирина Петрова. — Мы, в частности, закупаем слоты для участия в городских марафонах". Бегают и сотрудники фармацевтической компании "Герофарм". "Примерно 15% сотрудников — постоянно, — отмечает представитель компании Евгения Доморощенкова. — Все готовятся с профессиональным тренером".
В петербургской "Магна Пак" (занимается упаковкой грузов) есть футбольная команда. Там выделяют три статьи расходов на ее содержание: форма, экипировка и инвентарь — около 50 тыс. рублей; турнир, который длится 3 месяца, — 65–80 тыс.; тренировки на крытом поле 1 раз в неделю по 1,5 часа — около 22 тыс. в месяц.
Вообще в футбол с коллегами на досуге играют и связисты, и экономисты, и промышленники, и аудиторы. А о том, что есть запрос на бег, можно судить по активности в соцсетях. Администратор группы, в миру директор компании, занимающейся коммерческой недвижимостью, пояснил, что это хобби, хотя он сам тоже бегает: "Группа, как некий агрегатор, помогает выбирать хорошие старты, получать скидки. И еще это своего рода афиша и площадка для обмена опытом".
Эксперты не советуют устраивать коммунизм и полностью брать на себя расходы сотрудников. Посыл — используйте мотивацию от обратного (от выполненной цели). "Есть исследование о том, что из 100% сотрудников, которым достался абонемент в фитнес–клуб, только каждый десятый пользуется им регулярно — раз в неделю. По большому счету для работодателя это выброшенные на ветер деньги", — оперирует цифрами Владимир Волошин, сооснователь соревнований по триатлону Ironstar и международного фестиваля бега в Сочи Rosa Run. И многие компании демонстрируют приверженность именно этому принципу. "На йогу возмещения пока нет, хотим для начала убедиться, что на занятия будет постоянный спрос. Оплачиваем 50% аренды зала для корпоративного волейбола и 90% — для футбола. В деньгах это 24 630 рублей в месяц. Если команда выигрывает или занимает более высокие места, то растет и размер компенсации", — поясняют в eLama (сервис автоматизации интернет–рекламы в России).
На стремлении усилить корпоративное здоровье и дух в Петербурге зарабатывают и видят перспективу дальнейшего роста для бизнеса.
"Владеем и управляем комплексом с четырьмя футбольными полями с искусственным газоном. Доля клиентов в виде корпоративных команд — около 40%. Видим в этом сегменте точку роста для бизнеса крытых футбольных комплексов. Рынок сейчас делится на две части — объекты низкого уровня с б/у газоном, куполом, оборудованием (но клиент туда идет, ведь услуга востребована, а спрос не покрыт предложением) и такие, как наш (объем инвестиций в который может составлять 40–50 млн рублей)", — описывает баланс спроса и предложения управляющий партнер спортивно–досугового центра F–Base (ООО "СДЦ") Дмитрий Николаев. По его словам, летом 2019–го планировалось возведение пяти крытых спортивных комплексов: "Они все отстроились".
О росте корпоративного интереса говорят и организаторы забегов и марафонов. "Каждое мероприятие к нам обращаются компании, оплачивающие слоты для своих сотрудников. Наиболее показательным стал II Балтийский марафон в сентябре 2019–го — прошел и корпоративный забег для сотрудников топливно–энергетических компаний. Бежали и простые сотрудники, и их руководители, а также представители комитета по энергетике", — приводит пример руководитель компании по организации спортивно–массовых мероприятий "Грифон" Елена Киевич. По ее оценке, от 10 до 30% участников мероприятий компании — корпоративные клиенты.
Врача — в офис
"В футбольную команду может попасть любой желающий сотрудник, проявив себя на тренировке. На эффективность работы это повлияло не сильно, но укрепило атмосферу в коллективе", — резюмирует плюсы от спонсирования занятий спортом владелец компании "МагнаПак" Алексей Костогрыз. В "Герофарме", большинство сотрудников петербургского офиса, которые бежали в 2018–м марафон "Белые ночи", намерены не только продолжать внутрикорпоративно сплачиваться бегом, но и решать бизнес–задачи — в следующий раз собираются поставить на финише стенд для HR: "На марафоне у нас была очень активная группа поддержки. Люди, которые бежали с нашими участниками, кричали: "Мы не знаем, что такое "Герофарм", но хотим у вас работать".
Понятно, что спорт — вариант не для всех. По объективным причинам. "Наши сотрудники работают в разных городах России и СНГ", — говорит управляющий партнер агентства персонального брендинга Bakers Дарья Вахрушева. Так что там, как и, например, в клининговой H2O, практикуют награды за смелость и труд. "Вручаем подарки лучшим сотрудникам в конце месяца. Всегда индивидуальные. А это может быть и мастер–класс по лепке из глины, а может и сеанс тайского массажа", — говорят в Bakers. Чем не забота о здоровье?
Еще одно направление — оценка состояния сотрудников. Врач ведет прием либо постоянно, либо регулярно приезжает в офис, как в петербургском филиале компаний "Ренессанс страхование" или Melon Fashion Group. В строительной Bonava каждый год проводят фитнес–замеры.
Однако без мотивирующей зарплаты "корпоративные плюшки" не сработают. "По данным исследований, нашим людям нужна гарантия постоянной занятости и уровень дохода, а также его стабильность", — констатирует директор по продажам кадрового агентства "Анкор" на Северо–Западе Михаил Абгарян.
“
Статистика говорит, сколько экономика теряет из–за больничных. Но еще больше ущерб из–за недововлеченности сотрудников в рабочие процессы, когда де–юре человек на месте, а КПД его крайне низкий. На Западе триатлон, марафоны уже стали инструментами бизнес–коммуникаций. Про велоспорт вообще говорят, что это новый гольф. В Москве участие корпоративных команд в пробегах крайне высокое, в отличие от Петербурга. Возможно, проще принимаются решения в головных офисах компаний. Цена участия в таких мероприятиях, к слову, невелика не только для корпораций, но и для среднего бизнеса.
Владимир Волошин
управляющий партнер Newman Sport, сооснователь фестиваля бега Rosa Run
“
Спортивно–массовые мероприятия в области легкой атлетики и северной ходьбы — сложные и дорогостоящие. Прибыль организаторов напрямую зависит от вложений спонсоров в организацию и призовой фонд. Взносы участников обычно — небольшой процент финансовой составляющей. Многие соревнования стали включать северную ходьбу. И корпоративное участие в них начинает догонять по количеству участников бег. В феврале 2019–го она официально признана неолимпийским видом спорта. Разрушен ее имидж как спорта для пенсионеров.
Елена Киевич
исполнительный директор ООО "Грифон"
“
Поскольку у нашей компании есть филиалы в 50 городах России, с корпоративными клиентами часто работаем на федеральном уровне. Сейчас их процент в районе 15% от общего числа клиентов. В 2020–м, надеемся, их будет больше. Занимаемся не только бегом, но и еще несколькими видами, а также готовим к ГТО. Рынок любительского спорта я бы назвал формирующимся. У жителей города появляется спрос на такие занятия, поэтому развивается и малый бизнес (магазины инвентаря и одежды, спортивного питания, те, кто предоставляет специализированные услуги, в том числе и медицинские). По прогнозам, в ближайшие годы рост будет еще стремительнее.
Артем Шевчук
руководитель спортивной школы для взрослых I Love Supersport Санкт–Петербург