Объем рынка готового бизнеса в России за 6 месяцев 2019 года вырос на 40% по сравнению с первой половиной 2018-го. Эксперты говорят, что тенденция будет сохранена на фоне экономической ситуации в стране. Dp.ru пообщался с игроками рынка и выяснил, какие объекты в Петербурге чаще всего выставляются на продажу и кто их покупает.
В Петербурге каждый день заключается около 3 тыс. сделок купли-продажи готового бизнеса — продажи идут в частном порядке и через брокерские компании. По данным Business Asset Exchange, объем рынка малого и среднего готового бизнеса в Петербурге составляет 115 млрд рублей, данный показатель ежегодно растет на 10%.
Вместо депозита
Эксперты связывают рост рынка с низкими темпами роста доходов населения: продавцы стали чаще выставлять на продажу бизнес из-за его стагнации. Генеральный директор "Альтера Инвест" Никита Калашников считает, что спрос на петербургском рынке готового бизнеса на фоне общероссийских тенденций немного замедлился. По его данным, количество клиентов почти не изменилось с 2018 года.
"Мы ожидаем, что данный рынок продолжит расти в связи со снижением банковских ставок, то есть у покупателей появится больше желания вкладывать деньги в другие направления, а не просто на депозит", — рассказали dp.ru в Business Asset Exchange.
Владелец Центра продажи бизнесаЕгор Падалкин уточнил, что многие предприниматели вообще не знают о том, что их бизнес можно продать.
"И собственники, уставшие от своей сферы и не желающие больше ею заниматься, совсем закрывают свой бизнес. Поэтому необходимо в первую очередь осведомить население о такой возможности, тогда рынок однозначно возрастет", — уверен он.
Готовый бизнес в Петербурге продается на различных сайтах, среди них "Альтера Инвест", Центр продажи бизнеса, Business Asset Exchange, "Бизнес Бюро", Goodwill Brokers и многие другие брокерские площадки. Например, на сайте "Альтера Инвест" представлено 2,2 тыс. вариантов бизнеса по Петербургу, ежемесячно база пополняется 300 объектами. Также готовый бизнес представлен на "Авито" — на площадке около 900 частных объявлений, но почти 300 являются дубликатами с сайтов брокерских компаний.
По словам Падалкина, за последние 3 года количество продаваемых объектов в Петербурге увеличилось практически в 2 раза. "Тренд явно растущий", — отметил он.
Сезонная активность
Минимальная стоимость готового бизнеса в Петербурге составляет 110 тыс. рублей. За эту сумму, например, можно купить интернет-магазин новогодних подарков. Также в список самых дешевых видов бизнеса попали точка продажи шавермы, островки сладостей в ТЦ, кофейни или магазины разливного пива — такие объекты можно купить примерно за 300 тыс. рублей. Самым дорогим готовым бизнесом аналитики назвали гостиничный комплекс в центре города за 24 млрд рублей.
По словам игроков рынка, чаще всего на продажу выставляют сезонные виды бизнеса. Например, в конце сентября — начале октября в продаже появляются хостелы и гостиницы, а также пивные магазины, а, например, в конце мая активно продают детские центры и детские сады из-за окончания учебного года. Гостиницы активно продавались до вступления в силу "закона Хованской" о запрете размещения хостелов в жилых домах, но в ближайшее время ситуация может кардинально измениться, отметил гендиректор "Альтера Инвест" Никита Калашников.
"Сейчас сфера гостиничного бизнеса испытывает турбулентность, все ожидают, что будет происходить. Интерес к рынку спал, но хорошие предложения остаются и сделки по ним проходят. В ближайшее время мы ожидаем стабилизации спроса в этой сфере", — пояснил он.
Также активно выставляются на продажу сфера общепита, интернет-магазины и салоны красоты.
"Редко продаются производства, так как очень сложная сфера. Но при этом химчистки, прачечные, аптеки, автомойки, АЗС также продаются очень редко, но по другой причине — очень интересный бизнес, желающих масса, но их не продают, так как бизнес прибылен и с ним не хотят расставаться без особой причины", — отметил Падалкин.
Смерть и уход во власть
Небольшой бизнес в Петербурге продается примерно за 1 месяц, подсчитали аналитики Business Asset Exchange. Более крупные виды бизнеса (от 10 млн рублей) обычно находят покупателей за 3 месяца. Представитель Goodwill Brokers отметил, что при выставлении бизнеса на продажу не стоит рассчитывать на короткие сроки продажи, а лучше сразу подготовиться к 2 месяцам и иногда более.
"Очень важно при этом найти в себе силы не забросить бизнес. С течением времени такое предприятие очень сильно упадет в стоимости. Это очень частая ошибка продавцов, о которой всегда их стараемся предостеречь, когда берем бизнес в продажу", — отметили в Goodwill Brokers.
Калашников добавил, что скорость продажи бизнеса зависит от цены. Рекордом его компании считается продажа готового бизнеса за 3 дня.
Основной причиной продажи готового бизнеса в Петербурге можно назвать отсутствие ожидаемого дохода, утверждает представитель "Альтера Инвест". Но есть и другие причины, например беременность, смерть или переезд собственника. Также некоторые владельцы уходят работать в государственные структуры.
Чаще всего покупателями бизнеса становятся люди без предпринимательского опыта, рассказали в Goodwill Brokers. Там добавили, что средний возраст таких покупателей — около 30–35 лет.
"Наиболее частый наш покупатель — это именно человек без предпринимательского опыта. Люди хотят зарабатывать много денег и не зависеть от начальства, поэтому пробуют свои силы в бизнесе", — уточнил основатель "Бизнес Бюро" Ярослав Орлов.
Важные детали
Эксперты советуют перед покупкой готового бизнеса проконсультироваться с юристами, провести оценку перспектив рынка, а также тщательно проверить документацию.
"При оформлении бизнеса на ИП нужно переоформить на себя активы готового бизнеса. А если планируется приобрести фирму, нужно выкупить доли предыдущих учредителей", — напомнил партнер практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group Герман Шеховцев.
Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал считает покупку готового бизнеса хорошей инвестицией, но обращает внимание, что есть множество подводных камней.
"Не всегда при покупке можно определить реальное состояние дел в заинтересовавшем предложении. Часто по готовому бизнесу указывается завышенная стоимость, а также есть скрытые проблемы, которые собственник бизнеса не готов раскрыть покупателю", — пояснил он.
По словам Егора Падалкина, собственник может скрыть от покупателя долги перед поставщиками или госорганами, а также скрыть факт расторжения договора арендодателем. Он добавил, что "как и в любой сделке купли-продажи, встречаются мошенники или продавцы, желающие утаить важные детали". С ним соглашается основатель "Бизнес Бюро" Ярослав Орлов. По его словам, самый главный из рисков — купить бизнес с обременением.