Завтра в России официально стартует "черная пятница". Российские компании все больше творчески переосмысливают американскую традицию проводить распродажи в первую пятницу после Дня благодарения. Расширяются сроки проведения акции и состав участников. Агрессивные скидки — логичная мера в условиях, когда бороться приходится за обедневшего потребителя, реальные доходы которого не растут с 2014 года.
"Черная пятница" — акция по меркам российского ретейла молодая. Впервые идея провести распродажи, как в Америке, пришла в 2013 году.
Начавшись как коммерческий проект ООО "Блэк Фрайдэй", к 2016 году она раскололась и переросла в массовое движение, к которому сегодня подключаются не только онлайн–платформы, но также банки, театры с музеями и даже отдельные застройщики.
Каждый год устанавливаются новые рекорды. В 2017 году российские компании продали в "черную пятницу" товаров на 30 млрд рублей, отчитывалась Ассоциация компаний интернет–торговли.
Из онлайна распродажи переметнулись в офлайн. В 2018–м Infoline оценило оборот продаж непродовольственных товаров в офлайне в 70 млрд рублей, в онлайне — более чем в 17 млрд рублей.
Растягиваются и сроки проведения акций. У отдельных компаний уже "семь пятниц на неделе" — скидки предоставляются в течение нескольких дней, иногда месяц.
Игнорировать распродажи становится все сложнее, учитывая высокий спрос на такого рода акции со стороны россиян. По опросам, "черной пятницей" интересуется каждый пятый. Из них 84% намерены что–то приобрести.
Развитие традиции ноябрьских распродаж совпало по времени с затяжным падением реальных располагаемых доходов россиян. Они не росли начиная с 2014 года.
В этом году зафиксирован незначительный рост: на 0,2% за 9 месяцев.
Black Friday в России не так давно — популярность акции стала расти после резкого падения рубля. Учитывая продолжающееся снижение реальных доходов, "игра в скидки" более чем актуальна.
Онлайн–торговля ликует
Рекордные продажи в этом году ожидают в онлайне. По данным Black Friday Global, оборот интернет–магазинов в дни акции составляет почти 20% от годового. "Акция выгодна и ТЦ хотя бы с точки зрения увеличения трафика, также это разгон перед новогодними скидками", — говорит партнер по управлению недвижимости компании RRG Алдынай Юмбуу.
По словам управляющего директора по цифровому маркетингу и продукту Lamoda Group Юлии Никитиной, "у России огромный потенциал, в этом году мы увидим еще большую долю покупок в "черную пятницу" именно в онлайн".
В продуктовом ретейле из–за скидок средний чек в декабре увеличится на 50–70% — и из–за этой акции, и по причине приближающихся новогодних праздников, считает эксперт по продвижению продукции в торговые сети Михаил Лачугин.
Х5 Retail Group заманивает даже ценами в 1 рубль. "Совокупно в акции участвует 56 тыс. единиц продукции. Предложение обновляется дважды в день", — рассказали в пресс–службе. Руководитель по стратегическим коммуникациям "Ашан Ритейл Россия" Мария Уткина отмечает, что в магазинах сети акция продолжится неделю, а наибольшим спросом, судя по всему, будет пользоваться бытовая техника.
Лачугин отмечает, что обманных скидок в продуктовом ретейле почти нет, сети зарабатывают в том числе и за счет продажи сопутствующих товаров: "Предлагают скидку на вино и подразумевают, что приобретут сыр или мясо".
В сети обувных салонов Zenden в течение недели ожидаются скидки до 90%. Посещаемость магазинов упала, что связано с ростом конкуренции на рынке, подчеркнул владелец компании Андрей Павлов. В целом роста по объему выручки за период акции в сети не ожидают. "Несмотря на то что растет популярность покупки в интернете, большинство все равно предпочитают розницу", — говорит он.
Предпочитают совершать покупки "вживую" и любители Love Republic. "Черная пятница" в этой сети началась еще на прошлой неделе и продлится до конца месяца. "Но заказы в интернет–магазине тоже увеличились", — прокомментировала Анастасия Белоусова, директор магазина марки в ТЦ "Сенная".
"Горячая" акция коснется и класса люкс. Мария Петрова, старший менеджер салона "Эстель Адони", отмечает спад потока: "Раньше даже время работы некоторых ТРК увеличивалось на 2–3 часа. Сейчас этого нет, число посетителей сократилось в разы и сумма выручки намного ниже, чем раньше".
Экономия на культуре
Театры и музеи участвуют в "черной пятнице" по предложению партнерских служб по продаже билетов.
Так, на спектакли театра "Остров" предоставляются скидки 50%, театра "Суббота" — 50% и 30%.
Как рассказала "ДП" директор театра "Остров" заслуженная артистка России Тамара Исаева, с начала акции, 26 ноября, продажи увеличились (а обычно в декабре снижение). По ее словам, в "пятнице" через ДТЗК, "Кассир.ру" и пр. задействовано большинство театров и концертных залов, "все находятся в общем поле". Заведующий литчастью театра "Суббота" Владимир Кантор отметил, что "пятница" помогает тем, кто "не может позволить себе купить билеты за тысячу рублей, например пенсионерам и студентам".
Частный музей "Петровская акватория" участвует в акции, ему интересно привлечение аудитории, сказал "ДП" директор учреждения Алексей Струк. В течение недели здесь можно приобрести билеты на конкретные экскурсии и потом их посетить. А вот исторический парк "Россия — моя история" не участвует. "Черная пятница" пока не так глубоко внедрилась в нашу жизнь, чтобы мы хотели на этом заострять внимание", — заявила руководитель пресс–службы парка Лидия Шевченко.
Девелоперский игнор
"Квартира — не тот товар, который можно приобрести за полцены. Покупателя должны насторожить большие скидки, это всего лишь маркетинговый ход для массовой распродажи неликвида — квартир с неудачными планировками в результате ошибки проектировщика", — говорит Алексей Бушуев, директор по продажам Seven Suns Development.
По сведениям Светланы Денисовой, начальника отдела продаж ЗАО "БФА–Девелопмент", из солидных застройщиков, заботящихся о репутации, пока никто с энтузиазмом не среагировал на акцию.
"В целом рынок недвижимости критичен, ведь за броским заголовком — обыкновенный ярмарочный формат", — говорит она.
По мнению Марианны Ивлевой, главы отдела маркетинга ГК "КВС", большие скидки в недвижимости сейчас невозможны. "Стоимость квартир на оптимальном для покупателя уровне, цены в последние годы растут медленнее себестоимости строительства", — говорит она.
У компаний финансового сектора "черная пятница" растянута. Активны страховщики — большинство предлагает скидки на полисы, надеясь привлечь новых клиентов. Оформить полис со скидкой тем, у кого он уже есть или скоро закончится, нельзя. При этом страховщики, несмотря на скидки, сохраняют уровень премий.
"В последние годы в период распродаж средний чек не снижался, зато повышенным спросом пользовались допопции", — отметил Дмитрий Литовченко, руководитель блока цифрового бизнеса СК "Росгосстрах".