Эти планы не по душе жителям Васильевского острова, опасающимся транспортного коллапса.
С 31 августа 2021 года "Морской фасад" заработает в качестве грузопассажирского терминала, там начнут обрабатывать накатные грузы. Об этом "ДП" рассказал заместитель директора по развитию АО "Пассажирский порт Санкт–Петербург "Морской фасад" Андрей Петров.
Без изменения границ
Сейчас ООО "Региональный информационный центр" (дочернее предприятие "Ростелекома") проводит в порту строительно–монтажные работы по возведению необходимой инфраструктуры, в том числе двух весовых постов на въезд и выезд, площадки для грузового транспорта, помещений для досмотра товаров. Общая сумма контракта составляет 453 млн рублей. Под дополнительный объект "Морской фасад" выделил 1 га без изменения границ самого порта. Новый статус, по словам Андрея Петрова, позволит создать привлекательные условия для захода паромных компаний.
"Мы не создаем тут инфраструктуру для обработки навалочных и других подобных грузов. Просто производим апгрейд, чтобы обеспечить комфортные условия для паромных линий. В 2011 году после ввода в эксплуатацию "Морского фасада" на линии стояли паромы "Принцесса Мария" и "Принцесса Анастасия". Но не было юридических оснований для обработки грузовых транспортных средств, поэтому линия ушла", — говорит Андрей Петров.
По его оценке, терминал сможет принимать по 40–80 фур в неделю. "Это никаким образом не повлияет на загрузку улично–дорожной сети города. Грузовая составляющая — небольшой бонус, который создает условия для рентабельности линий", — добавляет замдиректора по развитию.
Не везет
Проектная мощность терминала составляет 40 фур в сутки. Местные жители опасаются, что возможность доставлять груз прямо в центр Петербурга привлечет множество грузоперевозчиков, а на острове обострится транспортная проблема. В прошлом году активисты движения "Защитим Васильевский остров" вместе с депутатами ЗакСа обращались в прокуратуру с требованием проверить законность намерений "Морского фасада" обслуживать грузовые потоки.
Депутат Алексей Ковалев подчеркивал, что Западный скоростной диаметр не имеет съездов к порту, в результате чего большая часть большегрузов станет проезжать через жилые зоны. Впрочем, надзорное ведомство заверило народного избранника, что логистического коллапса новый статус "Морского фасада" не создаст, а транспортные средства грузоподъемностью более 8 т будут проходить преимущественно по будущей развязке ЗСД у Шкиперского протока.
Однако общественники намерены продолжить борьбу: они собираются запретить движение грузового транспорта от порта по выходным дням и в ночное время, рассказал "ДП" координатор движения "Защитим Васильевский остров" и депутат муниципального образования "Округ Морской" Владимир Федин. Каким образом активисты смогут законодательно закрепить эти ограничения, он пояснить затруднился.
Участники рынка не видят больших перспектив у "Морского фасада" в развитии грузового сектора. В пример они приводят терминал "Моби Дик" (владеет Global Ports) в Кронштадте. У этого аванпоста отсутствует железнодорожное сообщение, что влечет низкий грузооборот, подчеркивает один из собеседников "ДП".
"Терминал "Моби Дик" не способен, например, обрабатывать большие объемы контейнерных грузов. Такая же история ждет "Морской фасад". Он может привлечь потоки только за счет демпинга, это может оказать влияние на рынок. Но маржинальность в силу высокой конкуренции и так падает", — заключил эксперт.
"Морской фасад" — первый в России морской порт, который в настоящее время специализируется исключительно на пассажирских перевозках. По итогам навигации 2019 года он обслужил 647,6 тыс. пассажиров.
Морской порт принимает суда длиной до 340 м, шириной до 42 м и осадкой до 8,8 м. В планах управляющей компании расширить причалы и акваторию, что позволит обслуживать 370–метровые лайнеры.