Петербург укрепил позицию барной столицы России. Этот формат по-прежнему лидирует по числу новых открытий. Популярные ранее улицы уступают место другим локациям, а владельцам бизнеса стало сложнее договариваться с жильцами многоквартирных домов. Эти тенденции доминировали на рынке в 2019 году.
С начала 2019 года в Петербурге открылось и закрылось одинаковое количество торговых точек — 872. Рынок сохраняет активность и стабильность. Одну из ключевых ролей в этом сегменте начинают играть жители многоквартирных домов. Из-за проблем с ними многие арендаторы, в том числе крупные сети, вынуждены покидать привлекательные места и мигрировать на новые улицы.
О последних трендах на рынке стрит-ретейла рассказали участники и спикеры девятого Real Estate Forum (RE4 Forum), организованного международными консалтинговыми компаниями Colliers International, Knight Frank и Maris в ассоциации CBRE. Подробности — в материале dp.ru.
Новый стиль жизни
По словам генерального директора Knight Frank St. Petersburg Николая Пашкова, стрит-ретейл в Петербурге продолжает активно развиваться. Средняя площадь появившихся в 2019 году заведений составила 100 м2, ротация — 12%. Самая высокая ротация отмечается на пешеходных торговых коридорах в центральных районах. Данная ситуация обусловлена высокими ставками аренды, из-за чего не все владельцы могут правильно оценить свои силы.
Лидирующим форматом, как и годом ранее, остались бары. На них приходится 17% от общего числа новых открытий. Рестораны снова начинают пользоваться успехом: за год они переместились с третьего на второе место (15%). На подъеме также находятся кофейни, которые укрепили свои позиции и после пятого места в 2018-м заняли третью строчку (13%).
"Общепит все сильнее входит в нашу жизнь. Многие сейчас перестают готовить дома, гостей тоже нечасто в квартиру приглашают. Встречи предпочитают назначать в кафе и ресторанах. Стиль жизни меняется, что вызывает рост потребности в предприятиях общепита", — подчеркнул Николай Пашков.
По его словам, Петербург уже давно пользуется репутацией барной столицы страны, а благодаря пиару от лидера группировки "Ленинград" Сергея Шнурова эти ассоциации стали еще прочнее.
По объемам новых открытий в 2019 году просели популярные у туристов улицы Рубинштейна, Восстания, Садовая и Литейный проспект. Эксперты связывают данный тренд с тем, что почти все свободные помещения в этих местах заняты.
В дополнение к признанным барным улицам распространяются новые локации. Например, на Некрасова запустились 12 новых заведений против 10 в 2018-м. На Жуковского двери открыли 13 площадок, на одну больше по сравнению с прошлым годом. Аналитики прогнозируют, что барные локации в 2020 году будут мигрировать в сторону станции метро "Чернышевская".
Арендные ставки за год изменились крайне незначительно, констатируют в Knight Frank St. Petersburg. Собственники помещений понимают, что стоимость аренды приблизилась к максимальным значениям. Дальнейшее повышение будет непосильным, бизнес рискует стать нерентабельным. Минимальные границы ставок по основным торговым коридорам начинаются от 1,6 тыс. рублей за 1 м2, максимальные могут достигать 16,5 тыс. рублей за "квадрат". Доля вакантных площадей в среднем составила 7% и снизилась на 1 п. п.
Отношения накалились
Знаковым конфликтом года участники форума назвали протесты жителей улицы Рубинштейна. Отношения с барными заведениями в очередной раз подпортились в мае после Legal Street — самой шумной части программы Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) под открытым небом.
"Атмосфера алкотреша в какой-то момент очень сильно надоела жильцам, они начали организованный поход на операторов. Причем небезуспешный. Ряду заведений пришлось закрыться, кому-то придется ограничивать свою деятельность", — рассказал Николай Пашков. По его мнению, арбитром в подобных случаях должна выступать администрация города. Именно власти должны урегулировать споры между туристами, бизнесом и местными жителями.
О больших масштабах проблемы заговорили еще в конце 2018 года, когда были закрыты бары Varvara и "Скобари". В 2019-м та же участь постигла кафе "Китайская квартира Брюса Ли" и кофейню Surf Coffee. Со стороны арендаторов и собственников, в свою очередь, появились предложения пересмотреть действующие санитарные правила, которые распространяются на встроенные помещения, расположенные в жилых домах, в том числе там, где ранее не предполагалась коммерция. Отчасти из-за сложившейся ситуации многие сети, например "Токио Сити", McDonalds и "Контакт бар", не рассматривают встроенные помещения в жилых домах как потенциальные места для открытия новых точек.
Директор по развитию региона "Бургер Кинг Россия" Евгений Козлов подтверждает тенденцию обострившихся отношений с многоквартирными домами. В этом году вести диалог и искать компромисс с жильцами стало намного сложнее. По этой причине в компании отказались от открытия четырех новых заведений. Попытки договориться с ТСЖ ни к чему не привели. "Решили не рисковать", — пояснил Евгений Козлов.