После того как Россельхознадзор запретил поставки цитрусовых из Китая из-за ситуации с распространением коронавируса, два крупных российских продуктовых ретейлера — "Магнит" и X5 Retail Group — объявили, что приостанавливают закупку китайских фруктов и овощей и ищут контрагентов из других стран для их замены.
Нехватку продуктов из Китая уже ощутили во Владивостоке, где из-за эпидемиологической ситуации была закрыта китайская граница и ввоз товаров прекратился.
При этом ретейлеры и эксперты отмечают, что нон-фудовой категории китайских товаров пока бояться нечего: нужные запасы есть на складах. Но если ситуация продолжит развиваться по негативному сценарию, российской экономике придется туго. Подробнее — в материале "ДП".
Меняем логистику
Как рассказали "ДП" представители сети "Магнит", продукты из Китая (помидоры, перец, мандарины, виноград и помело) составляли около 3% оборота компании по итогам 2019 года. "Магнит" принял решение о приостановке поставок фруктов и овощей на фоне угрозы распространения коронавируса и усложнения логистики.
"С начала года компания начала импортировать эти товары из других стран — Марокко, Израиля, Турции, а также увеличила закупки российских овощей, полностью заместив китайский импорт. В настоящее время поставки продукции выполняются стабильно и в необходимом объеме. Изменения в закупках и логистике не окажут заметного влияния на стоимость фруктов и овощей на полке", — добавили в компании.
При этом Россельхознадзор ранее запретил к ввозу из Китая только цитрусовые, в ведомстве свое решение объяснили тем, что обнаружили карантинные вредные объекты, а принимаемые китайской стороной меры по их обезвреживанию оказались неэффективны. Китай является крупным поставщиком цитрусовых в Россию. С начала 2019 года Китай поставил в Россию 240,6 тыс. тонн фруктов, в том числе 151,2 тыс. тонн цитрусовых.
К "Магниту" также присоединился другой крупный продуктовый ретейлер — X5 Retail Group. Как сообщил Интерфакс, компания объявила, что сменит поставщиков из Китая на контрагентов из других стран. При этом доля китайских товаров X5, по словам представителя компании, гораздо меньше 1% и большую часть из них составляют непродовольственные товары. Из продуктов X5 импортирует имбирь и чеснок.
"Сложности с логистикой пока не наблюдаются, однако мы ищем возможность поставок из других стран, чтобы заменить товары из Китая аналогичными по качеству и ценам", — рассказали в X5.
Владелец торговой сети "РеалЪ" Александр Мышинский отметил, что продукты из Китая в основном привозятся в восточную часть России — в Сибирь, на Дальний Восток.
"Естественно, эта ситуация весьма значительно отразится на поставках на эти рынки. Из Китая привозится большое количество товаров — сушеные кальмары, зубные щетки, консервная продукция, анчоусы, горбуша, различная косметика. Даже зубная паста Colgate производится в Китае. При этом стоит отметить, что сеть "Магнит" — один из немногих ретейлеров, который занимается поставками из-за рубежа самостоятельно. В основном ретейлеры пользуются услугами дистрибьюторов. Поэтому я думаю, что у всех поставщиков в той или иной мере прекратились какие-либо поставки, поэтому наличие китайских товаров в ассортименте магазинов будет зависеть от того, как скоро они закончатся у дистрибьюторов", — добавил бизнесмен.
По информации РИА Новости, недостаток овощей из Китая уже почувствовали во Владивостоке. Из продажи исчезли китайские помидоры, огурцы, баклажаны и кабачки. Значительно повысились цены на китайскую свеклу и репчатый лук.
Ранее, 31 января, было закрыто движение через пункты пропуска на отдельных участках российско-китайской границы. Также были закрыты автомобильные и железнодорожные переходы в Приморье.
Остатки на складе
Продукты питания относятся к скоропортящимся товарам, поэтому подобный кризис не грозит непродуктовой категории, утверждают эксперты.
Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов смотрит на ситуацию шире. По его словам, эпидемия окажет определенное влияние на российский бизнес, но в разных отраслях ущерб будет различаться. Так, Китай является главным потребителем российской нефти, спрос на которую в Китае упал почти на 20%.
"Что касается ретейла, то здесь важно отметить, что по стечению обстоятельств вспышка эпидемии совпала с китайским Новым годом, к которому дистрибьюторы готовятся заранее и закупают товары впрок. Поэтому у многих есть запасы на несколько недель вперед. При негативном развитии сценария, когда вирус продолжит бушевать, может случиться следующее. Экономика некоторых стран сможет перестроиться и подключить поставки от других партнеров, например из Вьетнама. Но, увы, в список этих стран не войдет Россия, потому что у нас собственное производство не развито на достаточном уровне, чтобы покрыть потребности покупателей", — считает он.
При этом он добавил, что многих беспокоили перебои в поставке электроники и гаджетов. Но на самом деле больше всего из Китая в Россию из непродовольственных товаров привозятся продукты легкой промышленности — одежда, обувь, косметика и т. п. Кроме того, российские производители зачастую используют китайские компоненты для создания продукции.
Стоит отметить, что в Китае продлили праздничные новогодние каникулы из-за распространения коронавируса, что может не лучшим образом сказаться на сроках доставки товаров с электронных китайских площадок.
"Из-за недавно объявленного продления китайского Нового года и связанных с ним каникул некоторые заказы, которые размещены на AliExpress 20 января или позднее, могут быть обработаны и отправлены с задержкой. Покупатель и продавец платформы могут согласовать между собой возможность отмены заказа", — прокомментировали для "ДП" ситуацию в "AliExpress Россия".
Дмитрий Хаскель, представитель официального сервисного партнера Alibaba в России — компании PAL, не предвидит крупных сбоев по поставкам товаров в b2b-сегменте: "Китайские площадки уже вошли в нормальный режим работы после праздников. Объективных причин для паники вокруг поставок товаров с китайских площадок также нет, потому что, например, на том же AliExpress основной ассортимент относится к непродуктовой категории. Кроме того, мы даже наблюдаем рост спроса со стороны b2b-сегмента на категорию FMCG".
Представители Ozon также рассказали, что на их сайте есть товары из разных стран, включая Китай, однако ситуация с коронавирусом никак не отразится на ассортименте: "Что касается поставок китайских товаров, то они идут в срок и их доставка осуществляется в рамках правил, которые действуют в данный момент. Кроме того, у нас есть запасы в логистических центрах. В конце января — начале февраля в Китае всегда каникулы, и мы учитываем этот фактор при планировании. В феврале-марте иногда бывают ситуации, когда, например, самые популярные модели гаджетов и техники доступны не во всех цветах, но это, как правило, связано с повышенным спросом под гендерные праздники, который мы также учли при планировании закупок", — уточнили в компании.