План особенно удивителен потому, что нам вроде бы обещано ускорение темпов до мировых. Но второй год из отведенных для этого шести прошел бесславно.
06:1810 февраля 202006:18
9546просмотров
06:1810 февраля 2020
Инвестиции без чиновного планирования — можно ли надеяться на это в 2020 году?
Итак, ВВП в 2019 году увеличился на 1,3% (данные Росстата). Замедление к 2018–му почти двукратное (тогда было 2,5%). Что случилось с российской экономикой?
Ничего неожиданного. Замедление было заранее спланировано — прежде всего из–за увеличения НДС на 2 процентных пункта (с 18 до 20%) и связанного с этим скачка инфляции.
Этот план был тем удивительнее, что нам вроде бы обещано ускорение до темпов выше мировых. И второй год из отпущенных для этого 6 прошел вполне бесславно. Более того, в течение года были приняты дополнительные меры, которые серьезно замедлили экономический рост.
Прежде всего, это политика Центробанка. Он провел шесть раундов снижения процентной ставки за год с небольшим — сокращал ее почти на каждом заседании Совета директоров. Но это только кажущееся смягчение денежной политики. Дело в том, что инфляция снижалась гораздо быстрее, в итоге реальная процентная ставка (за вычетом этой инфляции) с отрицательной превратилась в положительную (+3,5% после последнего понижения 7 февраля). Стимулирующая ставка ЦБ сейчас должна быть в районе 1–2% (отрицательной в реальном выражении). А она — 6%. Запретительная. Мало того, министр экономики Максим Орешкин предпринял публичную атаку на ЦБ, обвинив его в росте закредитованности населения. И в результате руководство регулятора, публично отрицая чрезмерную закредитованность, тем не менее приняло ряд технических мер для снижения темпов выдачи займов людям.
И эти меры были очень эффективны: потребительский кредитный бум сошел на нет, превратившись уже в откровенный кредитный кризис. Так, в 2019 году впервые за последние 4 года упала ипотека: количество кредитных сделок сократилось на 14%, объем выданных кредитов — на 5%. И это — несмотря на снижение ипотечного процента в течение всего года (в декабре он достиг исторического минимума — 9%).
Правительство тоже отличилось. Оно не смогло потратить выделенные деньги, израсходовав на 1,1 трлн рублей меньше запланированного. Не освоило даже свой резервный фонд (170 млрд рублей).
В итоге все выглядит так, что экономические власти страны в 2019 году, вместо того чтобы всячески подогревать экономический рост, занимались тем, что тормозили его.
Потому что как стимулируют экономический рост? Снижают налоги, увеличивают бюджетные расходы, держат процентную ставку отрицательной в реальном выражении, ослабляют валюту — в нашем случае рубль. В прошлом году российские экономически власти делали все прямо наоборот. Будто специально хотели не разогнать, а охладить экономику. Что и получили. Зачем было устраивать этот театр абсурда?
В головах российских экономических властей прочно засел страх перед падением мировых цен на нефть и санкциями. Ради этого они готовы отказывать "себе" (то есть не себе буквально, а россиянам) даже в самом необходимом, но копить и копить резервы…
Резервы? Смешно — это ведь не какие–то материальные запасы, не продукты, лекарства, топливо. А всего лишь деньги, записи на счетах. Хотя в любой момент ЦБ может эмитировать любое их количество.
Рост бюджетных резервов — прямой вычет из экономического роста и благосостояния граждан. Ради чего? А просто власть пошла на поводу у своих страхов. Это называется "кормить паранойю".
Отличные социально–демографические инициативы из послания президента. Но они стоят лишь чуть больше 400 млрд рублей в год. То есть менее 15% накопленных бюджетом в 2019 году денег. Право, можно было бы увеличить их в 2–3 раза безо всяких проблем и поиска источников финансирования: все есть. На 1 января 2020 года средства на счетах правительства составляли 14,8 трлн рублей и увеличились за год на 3,2 трлн.
Даст ли политика экономии 2019 года ускорение в последующем? Отечественные экономические управленцы всерьез уверены, что смогут обеспечить экономический рост сами — с помощью госинвестиций и нацпроектов. Для чего надо накачать бюджет деньгами. А бизнес и люди просто должны подстроиться под эти "государственно–частные" инициативы.
Мышление абсолютно чиновничье, помноженное на социалистические рудименты в сознании. Мы, чиновники, лучше всех знаем, куда и сколько надо потратить денег. А итог — пустующие трубопроводы, три ледовых дворца в курортной зоне и стадионы без зрителей. Тупик.
Надо менять экономическую политику. Во главу угла ставить развитие потребительского спроса. А уж он потянет за собой инвестиции, причем именно туда, куда надо людям и экономике. Частные инвестиции. Не запланированные чиновниками, а осуществляемые без какого–либо их участия.
Сможет ли это сделать новое правительство, возглавляемое человеком, который знает, как закручивать гайки налогового администрирования и не имеет опыта в трате государственных денег и валютно–денежной политике? Захочет ли? И имеет ли на это полномочия?