На рынке петербургской коммерческой медицины сегмент психологических услуг — один из самых доходных.
С начала 2000–х годов спрос на психологические услуги растет на 30–40% в год, и сейчас, по разным оценкам, объем этого рынка в Петербурге превышает 21 млрд рублей.
Стоимость одного посещения врача в среднем находится в диапазоне от 2 тыс. до 14,5 тыс. рублей, хотя некоторые специалисты предлагают индивидуальные консультации, цена которых стартует от 40 тыс. рублей и может достигать 150 тыс. рублей.
"Услуги профессионала стоят дорого, но и для того, чтобы стать им, нужно много денег, времени и сил. Приходится регулярно участвовать в обучающих семинарах, супервизиях, интервизиях, прохождении личной терапии", — поясняет Светлана Кубарева, врач–психотерапевт медицинского центра "XXI век". По ее словам, психологи и психотерапевты крайне востребованы.
"Общество приняло тот факт, что у нас есть не только тело, но и душа, которая может страдать или болеть, а следовательно, нет ничего зазорного обратиться к специалисту–психотерапевту так же, как мы обращаемся к обычному терапевту", — добавляет Светлана Кубарева.
Модный тренд
Как рассказала Наталья Шешенина, заведующая отделением психотерапии клиники "Скандинавия", услуги психолога больше всего востребованы среди лиц в возрасте 15–35 лет.
"Среди этой категории людей посещение психолога не считается чем–то зазорным, это даже в некоторой степени модно, так как соответствует современным тенденциям к саморазвитию, любви к себе, получению "тайных знаний" по улучшению своей жизни и повышению ее качества. Иная ситуация с поколением людей от 40 лет и старше. У них прослеживается и популярна стигма, что если человек пошел к психологу, то он либо очень болен, либо слабый и не может самостоятельно справиться со своей проблемой. Также людям такого возраста кажется, что посещение психолога — пустая трата денег. Они думают, что с таким же результатом можно и с друзьями поболтать о проблемах" — говорит Наталья Шешенина.
Среди жалоб, с которыми петербуржцы обращаются к врачу, лидируют проблемы межличностных отношений. На втором месте по популярности — обращения, связанные со страхами, тревожностью и различными фобиями.
"Вследствие ускорения ритма жизни и преобладания многозадачности растет число тревожных расстройств, в том числе обсессивно–компульсивных расстройств (ОКР), чьи формы очень разнятся. Можно выделить мезофобию (страх перед микробами, грязью и т. д.), страх закрытых пространств, страх сойти с ума и нанести вред себе или своим близким, страх заразиться каким–нибудь заболеванием, в том числе онкологическим", — рассказывает Светлана Кубарева.
Далее по убывающей идут проблемы поиска себя и самореализации, психосоматика, депрессивные расстройства, стрессы, упаднические настроения из–за кризиса среднего возраста. Эксперты также отмечают рост обращений от людей нетрадиционной ориентации, которые пытаются установить прочные отношения в гомосексуальной паре, а также решить проблемы половой идентификации.
Большинство опрошенных экспертов отметили растущий спрос на такие методики и направления в психотерапии, как групповые тренинги и гештальттерапия. Также популярностью пользуются арт–терапия, семейная системная и поведенческая терапия и техники нейролингвистического программирования (НЛП). Востребована такая услуга, как коучинг, который изначально позиционировался как психологическое сопровождение успешных людей. Сегодня же коучинг становится массовым явлением. Запрос на это направление все чаще исходит от людей, которые только планируют начать свое дело.
Засилье самозванцев
Растущий спрос на услуги психотерапевтов и психологов сформировал довольно обширное предложение и высокий уровень конкуренции. Так, на портале Profi.ru помощь психотерапевта и услуги по психологическому консультированию предлагают 945 специалистов, работающих в частном порядке. В основном это специалисты–одиночки, которые ведут прием на дому или консультируют через интернет. Еще 430 экспертов работают в психологических кабинетах при многопрофильных медицинских центрах или в специализированных клиниках. Кроме того, в Петербурге работают государственные лечебные и социальные учреждения, в которых психологические услуги предоставляются как бесплатно (по полису ОМС), так и за деньги.
По разным оценкам, доля профессиональных психологов в лучшем случае составляет 50%, а среди частнопрактикующих специалистов — не более 10%. Большая часть частных лиц, позиционирующих себя в качестве психоаналитиков и специалистов в различных психологических направлениях, часто не имеют не только специального, но и просто высшего образования.
"Конкуренция среди психологов достаточно высокая, но несмотря на то, что специалистов очень много, хороших и эффективных экспертов мало", — подтверждает Наталья Шешенина. К такой ситуации привело отсутствие правовой ответственности за неправомерное присвоение статуса "психолог" или "психотерапевт".
Стихийный рынок
В РФ нет закона, который бы регулировал деятельность психологов. В 2012 году был предложен законопроект "Об охране психологического здоровья граждан в РФ", а в 2014 году на обсуждение в Госдуму был внесен проект закона "О психологической помощи населению РФ". Однако ни один, ни другой до сих пор не приняты. По словам Светланы Кубаревой, необходимость в появлении этих актов очевидна, ведь с их помощью можно будет отслеживать профессиональные сообщества, вести реестр специалистов, обеспечивать возможности для повышения их квалификации и последующей аттестации. Тогда процесс оказания психологической помощи станет прозрачным и понятным людям, пытающимся ее получить.
"Психотерапия — это серьезный инструмент, которым нужно уметь пользоваться, а еще важнее — понимать и нести ответственность за результаты психотерапевтического вмешательства. Если специалист некомпетентен, пациенту может быть нанесен очень серьезный вред", — убеждена Светлана Кубарева.
Наталья Шешенина согласна с коллегой. По ее словам, сейчас модным трендом являются тренинги по типу "как изменить свою жизнь за 2 дня".
"В некоторых случаях они дают положительный толчок людям, которые уже созрели к изменениям, — поясняет Наталья Шешенина. — Но в основном они наносят вред. Например, люди с трудными жизненными и психологическими ситуациями очень уязвимы, а подобные тренинги только травмируют их еще больше. Ведь коучи не предупреждают клиентов о возможных дальнейших сложностях, а сами люди переоценивают свои возможности или не могут объективно оценить серьезность проблемы. Получается, что ответственность за все дальнейшие последствия человек берет полностью на себя, хотя не обладает необходимой и полной информацией".
Закон, регулирующий эту отрасль, крайне необходим, добавляет эксперт. Он мог бы защитить как специалистов, так и обычных людей от вредных последствий подобных дилетантских тренингов.
"Также хотелось бы, чтобы он был не только грамотно составлен, но и достаточно гибок и лоялен", — говорит Наталья Шешенина.