За рубежом адресная доставка уже на пике популярности, в России – формируется как новый тренд рынка. По словам экспертов, на полноценное становление услуги до уровня мейнстрима понадобится 2–3 года. Импульс развитию темы на отечественном рынке дают акции грузоперевозчиков и спрос со стороны корпоративных клиентов.
В России емкость рынка адресной доставки в сегменте LTL (перевозка сборного груза) оценивается в 15–20 млрд рублей (по данным аналитиков ГК «Деловые Линии») в год – это почти 10% от всего стоимостного объема LTL. Востребованность услуги, отмечают специалисты, стабильно прирастает.
Перевозка «от двери до двери» сегодня является обязательной в ассортименте услуг любого логистического оператора. Около 4–5 лет назад некоторые транспортные компании еще могли позволить себе не столь активно развивать этот вид доставки: сложно, дорого, плюс необходимость отдельных алгоритмов автоматизации и закупки маневренного в городских условиях автопарка. Однако сегодня удовлетворение всего спектра потребностей клиентов – тренд современности.
По данным одного из крупнейших логистических операторов, 17% заказчиков перевозки между городами заказывают отправку от адреса и 31% — доставку до дверей. Что касается рынка интернет-торговли, то, по данным агентства Data Insight, в первом полугодии 2019 года 12% всех посылок (или 27 млн штук) были доставлены транспортными компаниями до двери получателя.
«От адресной доставки клиенты ожидают четко обозначенного интервала перевозки (чем меньше, тем лучше) и его соблюдения, своевременных предупреждений о приезде водителя, также растет востребованность доставки день-в-день», – отмечает директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич.
При этом у корпоративных и частных заказчиков свои нюансы. Так, для B2B обычно требуется более длительное нахождение машины на адресе, заблаговременное предоставление данных о транспортном средстве для оформления пропуска на территорию, а также желателен один и тот же водитель, который знает специфику клиента и умеет правильно заполнять документы. А физлица хотят иметь возможность в упрощенном порядке сменить получателя, получать свой заказ преимущественно по вечерам или в выходные дни, оплачивать любым удобным способом по своему выбору. Крупные перевозчики знают и учитывают эти особенности.
Помимо вышеперечисленного, как физические лица, так и корпоративные клиенты хотят получить удобство по невысокой цене. Ценообразование адресной отправки и доставки на рынке, в отличие от магистральных перевозок, может отталкиваться от зон погрузки и выгрузки, от временных интервалов (трафик в зависимости от времени суток очень разный – соответственно, и затраты времени на перевозку), от количества заказов за период (чем больше – тем дешевле услуга); есть и смешанные варианты ценообразования, а также разные виды наценок за габариты груза и т. п.
По данным пресс-службы ГК «Деловые Линии», основные заказчики этой услуги – юридические лица: гипермаркеты, банки, дистрибьюторы запчастей и автотоваров, государственные бюджетные учреждения и гостиничный бизнес, организации бытовых услуг. Немаловажно для клиентов, отмечают в пресс-службе логистического оператора, полное отсутствие рисков доначисления НДС – все прозрачно, и цепочка идет до конца.
Для того чтобы сделать стоимость адресных отправлений выгодной для клиента и в то же время сохранить рентабельность для перевозчика (на всем массиве таких отправок), компания должна иметь высокие цифровые компетенции.
«Степень автоматизации процессов действительно позволяет снижать себестоимость услуг и, соответственно, делать более выгодные предложения. Так, с января 2020 года по всей стране и для всех категорий грузов мы снизили стоимость доставки груза от и до адреса в дневное время по выходным и праздничным дням и в вечернее время по рабочим. При этом дневной тариф действует до 22:00, а в субботу доставка осуществляется по прайсу буднего дня», – говорит Александр Лашкевич. Такая мера, по оценке спикера, позволит увеличить количество заказов.
Ретейлеры конкурируют доставкой
В коммерческих перевозках адресная доставка от двери до двери – опциональный сервис. Но возросшие ожидания клиентов заставляют ретейлеров и интернет-магазины активно развивать доставку до двери клиента, в том числе доставку «последней мили» непосредственно от магазина.
«Один из последних трендов в логистике – улучшение last mile delivery. На эту «последнюю милю» сейчас обращают больше всего внимания, в том числе многие ретейлеры пытаются в нее вкладываться. Там больше всего экспериментируют с разными дронами, автономными беспилотными контейнерами и т. д., – рассказывает Денис Баранов, ведущий консультант DataArt, эксперт в области IT-решений для логистики. – Однако главная проблема для развития этого направления – вопрос безопасности. В США или в Великобритании посылку тебе могут оставить на пороге или внизу в парадной, и она там простоит неделю – ничего с ней не случится. Если вдруг посылка исчезла, тебе вернут деньги. В России пока не так: ты пока привязан ко времени доставки. С этим борются – делают точки типа PickPoint или Boxberry, в которые можно доставить посылку, уменьшают окно доставки, делают same day delivery (доставку в день заказа) и т. д.».
Малые и средние компании нередко привлекают к доставке на «последней миле» партнеров и в угоду маржинальности ищут поставщика самой дешевой услуги. Это в итоге может обернуться проблемами с сохранностью груза, срывом оговоренного временного интервала и – в случае порчи груза – бесконечным перекладыванием ответственности друг на друга.
В целом, полагают эксперты, интерес крупных перевозчиков к «последней миле» будет расти.
Российские тренды традиционно отстают от зарубежных на 1–3 года. Поэтому те, кто работает уже сейчас на предвосхищение потребности, обеспечат себе конкурентные преимущества и неплохой клиентский задел.