Этот фильм продолжает череду киноиллюстраций — по–другому не скажешь — известных судебных процессов в США (вспомним хотя бы недавнее "Дело Ричарда Джуэлла" Клинта Иствуда). Главный герой адвокат Брайан Стивенсон (Майкл Бакари Джордан) — известный в Штатах человек; не зная подробностей, заглядываешь в англоязычную "Википедию" (в русской о нем ничего нет), а затем в его мемуары — и понимаешь, что все события, описанные в кино, являются документальной правдой. Нужно, впрочем, заметить, что персонаж получился слишком уж идеальным — он сразу твердо знает, чего хочет. Между тем в автобиографии "Звонок за ваш счет", которая послужила основой для сценария, Стивенсон пишет, что пока другие студенты Гарварда быстро налаживали связи и устраивались поудобнее, он долгое время вообще не был уверен, что хочет стать адвокатом. И начинал с изучения философии, но, вероятно, затем общественный темперамент взял верх; этой — естественной для молодого человека — неуверенности в фильме как раз и не чувствуется.
Зато все остальное сделано по высшему разряду. Это всякий раз удивляет — что история человека, который борется за свои права или за права других, сама по себе обладает высокой степенью драматичности и кинематографичности и не нуждается ни в каком художественном домысле. Конечно, тут еще нужно сказать, что равноправным героем подобных фильмов всегда является еще и американская судебная система, которая в силу ее состязательности также представляет собой именно что зрелище. И в этом нет двусмысленности: если хочешь победить, даже если правда на твоей стороне, — будь убедительным.
Однако история Стивенсона еще драматичнее, чем какое–нибудь "Дело Джона такого–то против штата такого–то": он 40 лет занимается юридической помощью тем, кому помочь уже почти никто не может, — тем, кто ожидает смертной казни. National Association for the Advancement of Colored People (NAACP) — влиятельная организация (основана в 1901–м), борющаяся за гражданские права в Америке. С 1983 года Стивенсон работал в одном из ее подразделений — Южном комитете защиты заключенных, а в 1989–м его назначили руководителем отделения в Алабаме, в столице штата Монтгомери.
…Благодаря фильму мы остро ощущаем беззащитность тех, с кем Брайан имеет дело (многие из несправедливо обвиненных не смогли защитить себя только потому, что у них не было денег на адвоката). Причиной фальсификаций расследований часто становятся расовые предрассудки, которые в 1980–е были довольно сильны (большинство обвиняемых — афроамериканцы).
Фильм ничуть не пытается ретушировать несправедливость. Мало того — он близко подводит нас к тому, что называется в философии пограничной ситуацией, то есть к границе между жизнью и смертью. Фильм не боится оставлять наедине с человеческой трагедией, но в конце ждет катарсис: именно потому, что вместе с героями вы проходите через все испытания. Лев Толстой как–то в дневнике записал: "Хочется быть хорошим и служить добру". После фильма в первую очередь испытываешь именно это чувство.
Читайте также:
Зачет автоматом. "Калашников" Константина Буслова