Нефтяной мир уверенно вкатился в кризис — коронавирус и несостоявшаяся сделка ОПЕК+ обвалили цены на четверть за рекордно короткий срок. Аналитики прогнозируют, что ситуация в перспективе может оказаться хуже, чем в 2014 году.
Коронавирус летит по планете и наводит страх на всех — на простых обывателей, туристов, коммерсантов. Первые боятся выходить на улицу без масок, вторые — открывать для себя новые страны, а третьи — зарабатывать. Мало того, что новый вирус успел обвалить цены на нефть до невиданных с 2018 года значений, так еще и обрушил с вершины списка Forbes главных по нефтедобыче. Так, за одни сутки среди российских богатейших предпринимателей больше всего денег потеряли президент "Лукойла" Вагит Алекперов ($1,21 млрд), глава "Новатэка" Леонид Михельсон ($692 млн), вице–президент "Лукойла" Леонид Федун ($508 млн).
Сбивающий короны
Во всем виноват Китай. Не только тем, что распространил зловредные коронавирусные флюиды за пределы страны — вплоть до родины пасты и Данте, но и тем, что раньше больше всех закупал нефти. По сообщению Bloomberg, объем нефтепереработки на китайских НПЗ снизился на 15% по сравнению с периодом до вспышки вируса.
Эксперты тем не менее стараются не поддаваться всеобщей панике и, имея в руках разные сценарии, пытаются смотреть на ситуацию рационально. Цена нефти будет зависеть от самочувствия транспортной и производственной сфер в мире, рассуждает главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович: "Если дальнейшие события в вирусной плоскости будут развиваться по умеренно негативному сценарию и в перспективе ближайших месяцев вирусный фактор будет купирован, а карантинные меры ликвидированы, экономическая активность сможет восстановиться достаточно быстро. Для нефтяного рынка соответствующее восстановление спроса приведет к нормализации ценовой конъюнктуры на уровнях $60–70". По его словам, у рынка черного золота есть в запасе полгода, чтобы выдерживать давление экзотической напасти.
В случае же если мир накроется куполом пандемии, человечеству придется "сидеть по домам". Заразившихся станет так много, что здоровые будут прятаться. Такое поведение людей распространится на всю планету. "В этих условиях мы можем увидеть катастрофическое снижение мировой транспортной, торговой и производственной активности. При этом мировой спрос на нефть окажется под колоссальным давлением, фундаментальная балансировка рынка в этих условиях видится почти невозможной. Цены могут опускаться до уровней, близких к $20", — прогнозирует Антон Покатович.
Руки не пожали
Однако за несколько последних дней коронавирус оказался не главным героем на сцене, в чьей роли прописано давить на нефтяные цены. Итоги встречи стран — участниц ОПЕК, состоявшейся в начале марта, оказались шокирующими: сделка по дальнейшему сокращению добычи развалилась. Россия, инициатор неподписания, объявила, что с 1 апреля соглашение между ней и другими странами перестает действовать. Накануне на министерском совещании стран — участниц ОПЕК было предложено сократить добычу нефти на 1,5 млн барр. / с. и распространить ограничение до конца 2020–го. Членам ОПЕК предлагалось сократить добычу на 1 млн барр. / с., а странам, не входящим в картель, — на 500 тыс. баррелей. Глава Минэнерго Александр Новак позднее на совещании у премьер–министра Михаила Мишустина заявил, что российская нефтяная отрасль способна оставаться конкурентоспособной при любых ценовых прогнозах, а также сохранить свою долю рынка.
Вместе с соглашением вниз сорвались и котировки — в начале новой недели они обвалились сразу на 25%. Страны ОПЕК, в свою очередь, за сутки потеряли $500 млн. Саудовская Аравия в ответ устроила невиданный нефтяной sale: скидки для покупателей на все сорта черного золота находились в диапазоне $3–7 за баррель. Такого ценопада на рынке не видели последние 20 лет. Аналитики Goldman Sachs разглядели в происходящем ценовую войну и предрекли топливу $20 за баррель.
"Мы считаем, что однозначно началась война цен на нефть между ОПЕК и Россией. Прогноз для рынка более плачевный, чем в ноябре 2014 года, когда началась похожая ценовая война. Но сейчас битва экспортеров развернулась на фоне значительного падения спроса на нефть из–за коронавируса", — говорится в аналитической записке Goldman Sachs.
На четверть Земли
На этом фоне нефтяной Петербург представляет собой тихую топливную гавань. Возможно, это кому–то покажется удивительным, но, как выяснили аналитики РИА "Рейтинг", наш город занимает 9–е место в стране по доступности АИ–92 для жителей. Так, обычный петербуржец может заправить 1274 л топлива в месяц.
За основу рейтинга брали две переменные — среднюю зарплату в регионе и среднемесячную цену за литр топлива. Делим одно на другое, сводим данные по субъектам Федерации — получаем таблицу. Лидер в ней — Ямало–Ненецкий автономный округ (ЯНАО), где в среднем жителям доступен 2091 л 92–го. На втором месте расположилась Москва с доступностью 1886 л в месяц. В тройке лидеров также оказался Ненецкий автономный округ (1640 л в месяц). Меньше всего бензина могут приобрести жители Карачаево–Черкесской Республики (525 л в месяц), Дагестана (531 л) и Кабардино–Балкарии (554 л). Самый дешевый в стране 92–й бензин — в Челябинской (39,9 руб. / л.), Томской (40,1 руб. / л.) и Курганской (40,6 руб. / л.) областях.
С одной стороны, город на Неве в этом рейтинге — в десятке, но с другой — перед ним не только Москва, но и Камчатка, Магадан, Чукотка, а также другие автономные округа. Это при том, что стоимость 92–го там не в пример выше, чем в Петербурге. Так, Чукотский АО — лидер ценового чарта с литром за 56 рублей, однако в среднем житель может приобрести 1637 л. За ним следует Саха, где 92–й разливается по 54,25 рубля за литр. Замыкает тройку Магаданская область, где бензин стоит 50 рублей.
В общем, в суровых северных условиях топливо — это почти что жидкое золото. В умеренных широтах Петербурга — умеренные цены на АИ–92 (42,83 рубля за литр), несмотря на их годовой прирост 1,6%.
Соотношение средней зарплаты к среднемесячной стоимости бензина отображает суть рыночных процессов весьма условно. Высокие заработки в ЯНАО связаны со спецификой экономики региона, которая выстроена вокруг добычи углеводородов. Занятые в этом секторе официально получают самые большие зарплаты не только в округе, но и в стране. Их показатели, собственно, и окрашивают всю статистику в более радужные цвета. А регионы с самой низкой стоимостью топлива и невысокой его доступностью — традиционно не самые результативные по уровню жизни.
На примере Петербурга вопрос о доступности топлива может вызвать споры. Так, согласно расчетам составителей рейтинга, средняя зарплата в городе составляет 56 тыс. рублей. Петростат дает несколько более высокую цифру — 61 тыс. рублей. Номинальная же зарплата, согласно статистике hh.ru, равна 45 тыс. рублей в месяц.
Однако при оптимистическом доверчивом взгляде на цифры на одну петербургскую зарплату можно махнуть в путешествие на 12 с лишним тысяч километров — обогнув больше четверти земного шара.