Специалистов для гостиничной сферы в Петербурге готовят многие вузы и колледжи. Бизнес тем не менее сетует на нехватку знающих кадров и завышенные зарплатные ожидания.
Кандидаты на работу в отелях и в общепите входят в десятку самых разыскиваемых работодателями как через частные агрегаторы, так и через Государственную службу занятости (6–7% от общего числа вакансий). Мотивации и практики не хватает молодым, петербургского опыта — иногородним, и многим — владения иностранными языками. Зато в избытке зарплатные притязания. Молодых винить сложно: нужно отбивать затраты на обучение. Предлагаемая зарплата начинающим по вакансиям в сфере "Туризм, гостиницы, рестораны" в Петербурге на hh.ru — 35 тыс. рублей, ожидания (исходя из резюме) — 30 тыс. Казалось бы, вот они — на все согласные кадры.
Бронь слетает, броня крепчает
Постоянным нанимателем персонала в гостиничной сфере является малый бизнес. "Большая проблема с линейными менеджерами отдела бронирования. Если они бестолковые, то в отеле рушатся тарифы. Например, возникают низкие ценники на даты с высокой загрузкой, и наоборот. Хороших сотрудников приходится растить самим, а потом их постоянно контролировать", — подчеркивают в Лиге малых отелей, хостелов и туристического жилья по СЗФО.
"До 40 человек выпускает один петербургский колледж в год (в городе их несколько). У выпускников системы среднего специального образования нет излишних амбиций, как у выпускников вузов. После них приходят к нам и говорят: мы менеджеры, хотим получать полторы тысячи долларов как минимум. А что вы умеете за такие деньги?" — задает вопрос вице–президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин.
"У молодежи чрезвычайно высокие запросы. А у малого и среднего бизнеса потенциальные зарплаты не такие", — констатирует президент Ассоциации малых гостиниц ПетербургаВладимир Васильев.
"В нашем деле график работы может совпадать с выходными, а отпуск — далеко не всегда выпадать на лето, — добивает картину "красивой работы" владелец и генеральный менеджер отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы. — Если на рубеже девяностых–нулевых годов работа в сфере гостеприимства была почетна и престижна — к нам приходили и люди с высшим образованием, и преподаватели вузов, и инженеры, то с молодым поколением все иначе. Им неинтересен тяжелый, почти физический, но не слишком высокооплачиваемый труд".
Аэрокосмические кадры
Гости ожидают увидеть красивые лица, активных сотрудников, говорят участники рынка. Но, по словам Алексея Мусакина (преподает в Санкт–Петербургском экономическом университете (СПбГЭУ)), вузовская подготовка имеет изъяны и мины почти незамедлительного кадрового действия: "Учебных гостиниц, как в других странах, у нас нет. Да, за границей это не пять звезд, и гости понимают, что могут быть ошибки, но это реально работающие отели, где люди в боевых условиях на практике постигают все тонкости профессии. Также практиков отсекает от преподавания необходимость иметь кандидатскую степень. Количество бюджетных мест для этой специальности с каждым годом все меньше. При этом зарплаты в гостиничной отрасли недостаточно высоки по отношению к другим сферам, а стоимость платного обучения в вузах почти такая же, как для многих других специальностей". В среднем в Петербурге желающим обучиться гостиничному делу придется платить по 90 тыс. рублей за семестр. Можно попытаться поступить на бюджет, но этих мест в городе куда меньше, чем контрактных. По поводу количества бюджетных мест представители ассоциации и некоторые вузы даже собирались писать в Минобрнауки.
В СПбГЭУ по направлению "Гостиничное дело" на очной форме обучения семь бюджетных и 100 контрактных мест (на заочном отделении — 13 и 50 соответственно). По информации вуза, до 65% выпускников находят себя в гостиничном бизнесе. В Политехе в 2020–м готовы принять 12 бюджетников и 60 платников. Правда, статистики по трудоустройству пока нет: выпуска еще не было — все студенты учатся на первом или втором курсе.
Готовят кадры для отельного бизнеса и в Петербургском госуниверситете аэрокосмического приборостроения (ГУАП). Там сообщают позитивные новости. Раньше гостиничному делу могли обучать только 25 человек, всех — платно. "Но в 2020 году наш университет впервые получил бюджетные места. Благодаря этому в новом учебном году мы сможем принять 30 студентов — 24 человека на бюджет и шесть на контрактную основу", — сообщили в вузе. Там говорят, что постарались решить проблему с практиками: "Если сотрудник отеля имеет степень специалиста или магистра, он также имеет право преподавать. Поэтому людей с таким образованием приглашаем проводить мастер–классы, а также привлекаем на почасовую работу".
Участники рынка подчеркивают: готовность делиться знаниями у опытных практиков есть, и они готовы подходить к этим вопросам серьезно ("мы же видим, кто к нам приходит, хотим менять это в корне").
Портье в летнюю ночь
Если ситуация с образованием в Петербурге и меняется в предпочтительном направлении, то, пока вырастет новая мотивированная и практико–ориентированная поросль, пройдет по крайней мере несколько лет. Где брать персонал сейчас, аккурат перед горячим сезоном, если, конечно, коронавирус не доберется в Петербург быстрее туристов и прочих командированных?
Причем проблемы возникают не только с новыми сотрудниками, но и со штатными. Опять же молодежь имеет шансы подзаработать, но порой не знает, как совместить это с обязательствами перед вузами. "В высокий сезон мы периодически испытываем нехватку горничных и нанимаем на этот период дополнительно несколько человек. Также во время всеобщих отпусков берем администратора на замену", — говорит Виктория Богданова, заместитель генерального директора отеля "Галакт" категории две звезды, не скрывая, что летняя востребованность сменяется зимним затишьем (загрузкой менее 10% и отпусками за свой счет, включая и руководителей). "Самый ужасный месяц для подбора персонала — май. У нас начинается сезон, пора ставить усиление, а толковые ребята в это время вечно в беготне — сдают зачеты и экзамены", — рассказывает совладелец управляющей компании HotelKit Алена Енова.
Говоря о линейном персонале, многие отельеры признаются: все чаще соискателями становятся иногородние и иностранные работники. Но и они далеко не всегда справляются: даже те, кто был звездами в своем регионе, не ориентируются в специфике Петербурга. Например, на майские праздники поставят на все дни одну цену, хотя на 1–2–е число всегда все распродается, а вот в середине надо простимулировать просаживающийся спрос, сетуют отельеры.
Точка приложения для кадровых агентств в гостиничной отрасли есть, но коридор применения весьма узок. "Для поиска специалистов нижнего звена кадровики отелей обычно пользуются электронными базами агрегаторов, оплачивая только доступ к ним", — говорит Алексей Мусакин. А иногда кадры приходят сами. "В соседнем многоквартирном доме есть хостел, и местные уборщицы уже после смены в подъезде успевают подрабатывать там. У них никто не просит ни санитарных книжек, ни спецодежды. Владельцы хостела просто хотят, чтобы в комнатах были перестелены постели и вынесен мусор. Конечно, все это без участия рекрутинговых агентств", — приводит пример управляющий директор консалтинговой компании HR BPАндрей Щербаков. Также могут подзаработать аутсорсинговые компании. К их помощи обращаются малые отели и хостелы, обычно не имеющие собственной кадровой службы, в поисках персонала для выполнения определенного вида услуг (уборка помещений, например).
"Что касается специалистов уровня директоров департаментов и выше, то независимым отелям стало полегче благодаря гостиничным сетям — люди приходят, чтобы подняться на ступеньку выше по карьерной лестнице. Вообще, когда приходят с рынка труда с резюме, обычно находишь общих знакомых, звонишь или пишешь в чат и спрашиваешь, а почему ушел, что плохого, что хорошего в этом конкретном сотруднике. Помогает", — говорит Алексей Мусакин. "В агентства идут за чем–то специфичным. Например, 2 года назад из крупного отеля к конкурентам ушла директор по маркетингу. На ней также держалось взаимодействие с особыми клиентами — медийными личностями. И у первого отеля встал вопрос: где найти и как нанять того, у кого есть потенциальная возможность продолжать подтягивать знаменитостей? Отелю было важно говорить, что у них останавливаются звезды. И уже как раз для решения такого уровня задач зовут нас — агентства", — вспоминает Андрей Щербаков.
Языки до отеля доведут
"Наш хостел — единственный в городе — находится на воде. Но, конечно, мы не ждем от соискателей КМС по плаванию, пройденных курсов спасателей или сертификата дайвера. Функционал администратора такой же, как и в любом другом отеле или хостеле. Главное — желание работать в гостиничной сфере и хорошее отношение к гостям. Остальному мы с удовольствием научим!" — поясняет руководитель отдела продаж "АкваХостела" Марина Григорьева.
Но все же в одном работодатели на уступки не идут — без английского языка устроиться в гостиницу вряд ли удастся. При этом оценка языковой подготовки кадров неоднозначная. "Ситуация улучшается. Зачастую молодые люди к 20–22 годам имеют опыт путешествий, знают не один язык. Многие на входе помимо английского предлагают испанский. Мы сейчас начинаем искать молодежь со знанием китайского", — делится планами Юнис Теймурханлы. "Проблема незнания языков существует в локальных отелях и хостелах", — говорит менеджер проектов международной языковой академии ILA Наталия Федорова. "Незнание иностранных языков в петербургских отелях — проблема, которая носит массовый характер. На английском на ресепшен с вами смогут поддержать беседу только редкие сотрудники отелей крупных мировых сетей. Хотя даже в "тройках", чтобы пройти классификацию, сотрудники, контактирующие с гостями, должны владеть двумя иностранными языками, на одном из них — говорить свободно", — рассказывает Анна Сомова, руководитель Центра консалтинга и классификации Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты.
Правда, об интенсивном развитии именно b2b в сегменте курсов для отелей говорить не приходится. Бесплатное языковое обучение для сотрудников, задействованных в сфере гостеприимства, проводит, например, городская Ассоциация малых гостиниц. У всех крупных и сетевых отелей создана своя обучающая база. По всем традициям: со стандартами и тренинг–менеджерами.