В Ленинградской области на площади 35 га может появиться кластер производителей субкомпонентов для автопрома.
В индустриальном парке "Левобережный" в Киришах планируется выделить новое промышленное пространство. Проект получил название "Парк промышленных поставщиков "Компонент", рассказали "ДП" в ГКУ "Агентство экономического развития Ленинградской области".
В этом кластере должны появиться литейно–механические производства, которые смогут интегрироваться в глобальные цепочки поставщиков компонентов для автомобильных заводов и для других отраслей экономики. В планах — реализовать проект до 2022 года. Предполагаемый объем инвестиций — 14 млрд рублей. После реализации проекта появится около 1 тыс. рабочих мест, в том числе более 800 высокотехнологичных.
Правительство в помощь
Как рассказал "ДП" руководитель проекта "Парк промышленных поставщиков "Компонент" Антон Нагорный, побуждающими мотивами для его реализации стали федеральные инициативы по развитию автомобильной отрасли. В первую очередь это принятый в середине прошлого года правительственный пакет законов, который уточнил условия заключения специальных инвестиционных контрактов (так называемых СПИК 2.0). Этот пакет вместе с подзаконными актами вступил в силу с 1 января 2020 года.
Очевидно, что в ближайшей перспективе автоконцерны будут подписывать соглашения с властями страны и регионов в формате СПИК 2.0, при этом будет учитываться срок внедрения современной технологии, объем продукции и технологический уровень локализации производства.
Второй законодательный "побудитель" — 661–е постановление правительства РФ (от 25 мая 2019 года), которое вводит балльную оценку локализации для иностранных автоконцернов, имеющих предприятия в России. Это подталкивает их к необходимости и далее развивать цепочки поставщиков, тем самым углубляя локализацию.
Кроме того, Минпромторг заявил о разработке программы поддержки развития производства автокомпонентов на срок до 2025 года. Она предусматривает комплексные меры по финансовой и налоговой поддержке предприятий–производителей. Представить документ планировалось в декабре 2019 года, но пока этого не произошло.
Все эти действия властей направлены на то, чтобы интегрировать производителей автомобильных компонентов в производственные цепочки международных автоконцернов.
Причем речь идет не просто о замещении импорта на территории России, но и о международных амбициях: планируется достичь объема экспорта продукции автомобильной промышленности на уровне не менее $4,4 млрд к концу 2025 года.
Переговоры идут полным ходом
"Пока проект парка промышленных поставщиков находится на предынвестиционной стадии. Мы ведем переговоры более чем с 20 международными инжиниринговыми компаниями, которые готовы консультировать, обеспечивать трансфер технологий и поставлять оборудование", — говорит Антон Нагорный.
При этом, по его словам, на территории парка проводятся проектно–изыскательские работы. Пять будущих производств общей площадью около 40 тыс. м2 находятся в стадии выбора и согласования технологических решений, а также бизнес–планирования, но потенциальных резидентов Нагорный назвать пока не готов. Всего под парк производителей автокомпонентов в "Левобережном" планируется отвести территорию около 35 га.
Союз "Автопром Северо–Запада" принимает в этом проекте самое непосредственное участие, сообщила "ДП" его директор Майя Свиридова, уточнив, что объединение окажет резидентам всю необходимую отраслевую поддержку.
"Мы будем помогать парку с привлечением компаний–резидентов из отрасли автомобилестроения и смежных индустрий, а также будем содействовать в формировании консолидированного портфеля заказов промышленных компонентов. Объемов петербургских автозаводов может оказаться недостаточно, и будущим резидентам парка имеет смысл ориентироваться как на местные автомобильные предприятия, в том числе на Toyota, Nissan и Hyundai, так и на потенциальных заказчиков из других регионов. Этот проект будет особенно интересен предприятиям ОПК, реализующим программы диверсификации", — сказала Майя Свиридова.
Поставщиков промышленной продукции для автомобильных предприятий условно разделяют на три уровня. Верхняя часть цепочки — TIER–1 — производит узлы и комплектующие, TIER–2 — субкомпоненты, TIER–3 поставляет оборудование, сырье и материалы. Таким образом, якорными производителями нового парка станут поставщики уровня TIER–2.
С логистикой проблем нет
Индустриальный парк "Левобережный" — один из самых крупных в Ленинградской области, его площадь составляет 189 га. Он создан на базе обанкротившегося Киришского биомеханического завода, построенного в 1970–х годах. В собственности управляющей компании находится, помимо прочего, железная дорога необщего пользования, примыкающая к путям РЖД на станции Андреево.
На данный момент в "Левобережном" работают несколько резидентов, крупнейшие из них — производитель стеклотары "Русджам Стеклотара Холдинг" и Первый деревопропиточный завод, который выпускает деревянные пропитанные опоры для линий связи и электропередачи.
"Парк реализован в формате brownfield на месте бывшего биохимического завода, обеспечен инженерными коммуникациями: значительный запас электрических мощностей — 47 МВт, огромные мощности по пару для производственных нужд, есть возможность подведения газа", — говорит руководитель отдела индустриальной и складской недвижимости IPG.Estate Филипп Чайка.
По его оценке, транспортная доступность парка дает возможность организовать водные, железнодорожные и наземные транспортные пути. При этом в "Левобережном" можно размещать производства с классом опасности от пятого до первого.
Владелец территории, всех зданий и сооружений индустриального парка — ООО "Киришская сервисная компания". По данным "Контур.Фокус", конечные бенефициары ООО — Анжела Новохатская (40%), Станислав Бобылев (25%), сын экс–губернатора Ленинградской области Вадим Сердюков (25%) и генеральный директор компании Сергей Азизов (10%).
В 2018 году выручка Киришской сервисной компании выросла на 11%, до 61,4 млн рублей, убыток составил 4,4 млн рублей.