Введение платы за резерв сетевой мощности, похоже, откладывается. Власти хотели запустить этот механизм с 2020 года, но пока не торопятся.
Введение платы оптимизирует расходы энергокомпаний на строительство новых сетевых объектов, что в итоге должно привести к сокращению тарифов на передачу, считают в Минэнерго. Там утверждают, что организации, подключаясь к энергоисточникам, часто запрашивают большую мощность, чем им реально необходимо. Это приводит к избыточному строительству новых энергообъектов, затраты на возведение которых включаются в тариф на передачу. В итоге растет стоимость киловатт–часа. Одновременно увеличивается объем перекрестного субсидирования: те потребители, которые используют всю заказанную при подключении мощность, в итоге платят и за те объекты, которые построены для других компаний, но полностью ими не используются.
В конце 2019 года заместитель министра энергетики РФ Юрий Маневич в статье для журнала "Энергетическая политика" пояснил, что в последние несколько лет разница между мощностью, которую потребитель запрашивает при присоединении к сетям, и фактически потребляемой растет. Он уточнил, что плату за резервирование предлагается вводить поэтапно. В 2020 году потребители будут оплачивать 5% неиспользуемых мощностей, а к 2025 году — 60%. При этом за резерв будут платить только те, кто не использует закрепленные за ними мощности больше года. "Для объектов теплоснабжения, водоканалов и военных объектов… предусмотрены льготные условия оплаты резерва — половина заказанной ими при технологическом присоединении максимальной мощности не подлежит оплате вне зависимости от степени ее использования", — пишет Маневич.
Нет консенсуса
В январе прошлого года казалось, что окончательное решение о введении платы за резервирование принято. Бывший вице–премьер Дмитрий Козак тогда заявил, что правительство приняло принципиальное решение о ее поэтапном введении. А куратор отрасли в кабинете Михаила Мишустина — вице–премьер Юрий Борисов — официально на тему резервирования не высказывался. СМИ со ссылкой на источники сообщили, что плата будет введена в 2021 году.
Председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный сообщил "ДП", что помимо введения платы за резервирование сейчас рассматривается несколько инициатив по повышению эффективности работы электросетевого комплекса. В их числе, например, и решения по ограничению льготного технологического присоединения. Предполагается, что реализация этих намерений позволит снизить нагрузку и на промышленных, и на так называемых прочих потребителей — сельскохозяйственные и бюджетные организации. "Все это положительно скажется на ситуации в отрасли, позволит остановить непропорциональный рост перекрестного субсидирования для разных категорий потребителей", — сказал Павел Завальный.
Он уточнил, что данные решения потребуют корректировки федеральных законов, нормативно–правовых актов исполнительной власти. Разработку этих документов ведет Минэнерго. "Конкретные параметры пока обсуждать рано, законопроекты не внесены в Госдуму. Да и на уровне правительства пока идет обсуждение, полного консенсуса между министерствами нет", — говорит глава думского комитета.
Платить или отключаться
Не успев запустить механизм оплаты сетевого резерва в начале 2020 года, правительство теперь вряд ли пойдет на это в условиях резко изменившейся ситуации в экономике. Хотя предпосылки для ввода нового платежа сохранились. Крупные предприятия стали вводить собственные энергоисточники и не платить за услуги по передаче электроэнергии. А они могут составлять до половины стоимости киловатт–часа.
"Получается так: компания строит собственную генерацию, однако от резерва со стороны сетей не отказывается и оставляет за собой право в любой момент потребить электроэнергию из системы, — говорится в статье Юрия Маневича. — При этом сетевые компании вынуждены поддерживать резервы конкретно для этого потребителя, перераспределить мощность другим потребителям невозможно в силу действующего законодательства".
По данным замминистра, за счет ухода от оплаты услуг по передаче компании экономят до 50% стоимости электроэнергии.
В Петербурге и Ленинградской области некоторые предприятия уже рассматривают вопрос перехода на собственную генерацию, но массового отказа от услуг сетевых компаний нет.
В ПАО "Ленэнерго" отметили, что технологическое присоединение генерирующих электроустановок для снабжения производственных предприятий в настоящее время несистемно. Объем потребления за 2019 год абонентов ПАО "Ленэнерго", которые потенциально могут перейти на снабжение от собственной генерации, незначителен. А за счет ежегодного прироста энергопотребления по региону эта потеря не повлияет на величину годовой выручки компании.
Не видят пока проблем и в АО "ЛОЭСК": в зоне присутствия сетей компании на сегодняшний день нет примеров, когда крупный потребитель, не имея ранее собственной генерации, построил ее и начал использовать. "Говорить о наличии системного подхода в нашем регионе к переходу потребителей на собственную генерацию не приходится, однако мы допускаем такую вероятность", — сказал директор по реализации услуг транспорта электроэнергии ЛОЭСК Евгений Гельгорн.
Впрочем, то, что сейчас потребители не уходят в собственную генерацию, не означает, что они не пойдут по этому пути в будущем.
"Последние 3–4 года наблюдается тенденция перехода отдельных крупных потребителей ПАО "Ленэнерго" с энергоемкими производствами на собственную генерацию без выдачи мощности в сеть", — признают в "Ленэнерго".
В компании отметили, что Минэнерго, предлагая механизм оплаты за резерв сетевой мощности, предоставляет потребителю выбор: либо оплатить неиспользуемую резервируемую мощность, либо отказаться от величины неиспользуемой резервируемой мощности в пользу сетевой организации.
Как говорят в энергокомпании, переходить на собственную генерацию потребители могут, руководствуясь разными целями. Она может вводиться дополнительно при увеличении производственных мощностей. В этом случае существующее ранее потребление из сети сохраняется, и сетевая организация не будет получать компенсацию из–за дополнительного ввода собственной генерации.
Но если же потребитель вводит собственную генерацию с целью отказа от потребления энергии из сети, но при этом сохраняет резервное снабжение через сеть "Ленэнерго", то в случае отсутствия перетока ему придется либо оплатить неиспользуемую резервируемую мощность, либо отказаться от нее.
Расшивка узких мест
В "Ленэнерго" уверены, что предлагаемые министерством изменения законодательства позволят более эффективно загружать центры питания, оптимизировать планы по вводу новых мощностей, но не компенсируют сетевой компании затраты от ухода части потребителей в собственную генерацию.
Следует отметить, что бизнес может получить определенную пользу от введения платы за резервирование. В России в целом и в Петербурге в частности до сих пор много так называемых забитых зон, то есть территорий, куда сложно подвести новую мощность. Типичным примером является центр Петербурга. Строить здесь новые энергоисточники сложно в силу высокой плотности застройки, необходимости соблюдать градозащитные требования, сложностей с получением согласований при проведении работ. Между тем далеко не вся существующая в городе мощность используется эффективно.
Подключаясь к энергоисточнику, многие компании стараются взять с запасом, "на вырост". Малый бизнес по закону имеет право на льготу при подключении до 150 кВт, хотя многим предприятиям достаточно меньшей мощности. Если провести ревизию энергопотребления, может выясниться, что в центре города есть свободные мощности, которые можно передать новым субъектам экономики. В итоге общая эффективность работы энергосистемы вырастет.
Но есть еще один вопрос. Мощность, за неиспользование которой энергетики хотят брать деньги, досталась потребителям далеко не бесплатно. Получается, что им предлагают заплатить за нее еще один раз.
“
Учитывая, какую популярность в последние годы приобрели проекты распределенной энергетики в стране, в том числе с использованием возобновляемых источников, вряд ли с введением платы за резервирование сетевой мощности можно ожидать сокращения их количества. Теоретически возможен и рост числа тех потребителей, которые будут отказываться от услуг сетевых компаний, чтобы не платить за услуги по резервированию. Также не исключено, что возникнет группа потребителей, которая продолжит развивать собственную генерацию, но при этом не откажется от услуг сетей. Такие компании действительно могут снизить резерв мощности до фактически потребляемой, а в случае необходимости большего объема будут рассчитывать на собственную генерацию. Введение платы должно дисциплинировать не только потребителей. Энергетики тоже должны быть готовы к требованиям к качеству услуг со стороны клиентов. Например, если какая–либо компания решит вернуться к услугам сетей, то энергетики должны будут все сделать в оговоренные в законодательстве сроки во избежание претензий. Возрастут и требования к безопасности передачи электроэнергии, безаварийной работе, ведь потребители станут больше платить сетям.
Дмитрий Баранов
ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"
“
Я полагаю, что более правильным с точки зрения рыночного ценообразования было бы не введение платы за резерв мощности, а установление так называемого двуставочного тарифа, включающего в себя плату за мощность и фактическое потребление. Это соответствует существующей модели оптового рынка электроэнергии. Плата за мощность покроет условно постоянные и инвестиционные затраты в сетях, включая техприсоединение, плата за потребление — переменные. Но все это касается только промышленных потребителей. Для населения оптимальный выбор — тарифное меню разной стоимостью электроэнергии в разное время суток в сочетании с дифференциацией объема потребления, учитывая, что стоимость электроэнергии для населения сегодня регулируется и субсидируется за счет других потребителей.
Павел Завальный
Председатель Комитета Госдумы По Энергетике
“
Переход потребителей на собственную генерацию особо не повлияет на объем услуг по передаче электроэнергии по распределительным сетям. Гораздо большее влияние на объем услуг по передаче оказывает прямое подключение крупных потребителей к сетям ЕНЭС (ФСК ЕЭС), минуя распредсети. Ведь в этом случае распределительные сетевые компании выручку за свои услуги не получают. Нам представляется, что механизм внесения платы за резервирование сетевых мощностей скорее будет способствовать наращиванию числа замкнутых производственных кластеров, имеющих собственную генерацию. И, конечно, нужно помнить, что предложенный Минэнерго вариант предусматривает исключение средств за оплаченный резерв из необходимой валовой выручки сетевых организаций в последующие периоды регулирования, что сложно оценить положительно для сетевых компаний.
Евгений Гельгорн
Директор По Реализации Услуг Транспорта Электроэнергии Лоэск