Эпидемия вынуждает подавляющее большинство работников трудиться из дома. В чем преимущества и недостатки удаленной работы и что ждет кадровый рынок после эпидемии, разбирался "ДП".
Офисные сотрудники сегодня могут в полной мере ощутить, так ли приятна романтика фриланса на практике: нестихающая эпидемия коронавируса (о которой не писать вовсе — уже дурной тон) вынуждает компании отправлять своих сотрудников на удаленную работу. Впрочем, согласно опросу, проведенному hh.ru, в Петербурге только 30% работодателей прибегли к такому инструменту. Для сравнения: в Москве рекомендовали работать из дома сотрудникам 48% организаций. В целом с наибольшим энтузиазмом к идее отправить всех домой отнеслись представители малого бизнеса с численностью штата до 10 человек (60%), в крупных компаниях со штатом более 500 единиц доля таковых составила 22%.
Удаленка — совсем не о предоставленности сотрудника самому себе. Например, РЖД, один из крупнейших работодателей России, придумали такую схему: при переходе на дистанционную работу специалист формирует график самостоятельно, но 40–часовая неделя должна быть соблюдена. С ним заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, где прописываются сроки и график работы в удаленном режиме, требования к условиям безопасности и охраны труда, а также другие правила.
По мнению директора по персоналу АО "Императорский фарфоровый завод" Елены Пекедовой, перевод всех сотрудников на дистанционную работу не только дает компании возможность сократить затраты на содержание офиса и организацию безопасных условий труда, но и предоставляет менеджменту новый опыт: "Подобные ситуации ведут к развитию. Эпидемия закончится, мы вернемся к привычному графику, а сложившаяся ситуация — хороший бизнес–кейс. Минус дистанционной работы — потеря эффективности труда и управления. Экстренные меры обучения по управлению в режиме онлайн и разработка свода правил для удаленных работников не дают ожидаемых результатов, на различных этапах происходят коммуникационные сбои".
Плюсик — в отсутствии необходимости надевать костюм и замирать от строгого взгляда начальства, но он оборачивается для работника большим минусом. Некоторые работодатели используют карантин как способ сэкономить на зарплатном фонде, притом что задач у работников меньше не становится. Юрист по трудовому праву Кирилл Константинов напоминает, что удаленка — не повод для спекуляций: "Работодателям нужно иметь в виду, что сам по себе перевод на дистанционную работу не является основанием понижать зарплату. Если сотрудник продолжает работать в той же должности, что и раньше, а его обязанности не меняются, то и его зарплата должна оставаться прежней. Если работы для сотрудника сейчас нет, нужно оформлять и оплачивать простой. Если работодатель просит написать заявление на отпуск без сохранения зарплаты, то работник может от этого отказаться. Однако, если такое заявление написано, работодатель не может привлечь сотрудников к дисциплинарной ответственности за отказ выполнять поручения в период отпуска".
Всех в путь
И если большинство задается вопросом: "Что же будет дальше?", то вопрошающие: "Что же будет после?" — в меньшинстве. Забить кухонные шкафы крупами, консервами и целлюлозно–бумажными изделиями — и будь что будет: таков базовый рецепт российской предусмотрительности.
Сохраним же трезвость, хоть это и сложно в столь нервическую пору: пандемии не бушуют вечно. Так или иначе настанет день, который заголовками СМИ радостно сообщит, что в какой–нибудь стране (а это — интригующая гонка в научном мире) изобрели вакцину от коронавируса. Или его убил другой вирус. Или он и без вакцин стал отступать — как пришел незваный, так и ушел без проводов. После себя оставил недобрую историческую память и экономические разрушения. А их основные контуры очевидны уже сегодня.
Народ в ужасе сидел дома и деньги не тратил — в первую очередь просела вся сфера услуг, которая все еще предполагает активное человеческое участие. За ней — производства. Границы захлопнуты плотно, значит, комплектующие, оборудование, сырье и товары не доставить. А еще головокружительные пируэты нефти и валюты не сулят ничего, кроме убытков. Компании (преимущественно малого и среднего бизнеса) не выдерживают и освобождают поляну. Значит, на кадровый рынок придет множество свободных "мощностей", которым в своей незанятости некого винить, кроме как злой рок.
Дедлайны по сдаче резюме в кадровые отделы и занятию рабочих мест становятся все более жаркими — в марте этого года зафиксировано снижение количества свободных вакансий на 15–20% в сравнении с тем же периодом в 2019–м. Такую динамику заметили в SuperJob. Вместе с тем конкуренция становится острее — число резюме увеличилось на 16%, отметил hh.ru в феврале 2020 года. Уже в марте, по данным Avito, число резюме выросло на 24% в сравнении с мартом 2019–го. По данным обоих порталов, на рынок вышла масса свободных специалистов из сфер рекламы и маркетинга, образования и науки, искусства и развлечений, а также туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса. Встречное предложение от работодателей — радушно принять курьеров, водителей, работников складов — одним словом, логистических дел мастеров.
В "Яндекс.Еде" наблюдают значительный рост заявок от ресторанов на подключение к платформе. В одном только Санкт–Петербурге он составил 13%. Чтобы справиться с потоком алкающих пищи горожан и "кормящих рук", агрегатору понадобились новые кадры: "Чтобы справиться с ростом спроса на доставку, курьерские службы — партнеры "Яндекс.Еды" готовы вывести на линию больше курьеров. На время сложной ситуации сервис также подключает рестораны по модели маркетплейса, с доставкой собственными силами заведения", — рассказали в пресс–службе "Яндекса".
В свою очередь, не все логистические компании почувствовали увеличение нагрузки. Так, в СДЭК говорят, что в марте достигли плановых показателей, а всплеск доставки продуктов обошел компанию стороной: не ее профиль. "Дополнительных квот на сотрудников склада или курьеров не было и не требуется, покрываем спрос штатными силами. Рынок доставки растет и продолжит расти: крупные игроки ретейла сосредоточились на онлайн–продажах, а собственные службы доставки есть далеко не у всех", — говорят в пресс–службе СДЭК.
Компетенции наголо
Опыт кризиса 2008 года привел к тому, что спустя год Росстат фиксировал безработицу на уровне 10,2%, а 86% респондентов, опрошенных "Левада–центром", боялись потерять свои рабочие места. Судить о масштабах грядущей незанятости преждевременно, но уже очевидно — времена ждут нелегкие. "Нет доходности — персонал в лучшем случае отправляют в неоплачиваемый отпуск. Тут никакой профессионализм не поможет. А кандидатов рассматривают сейчас по последнему опыту работы, он должен совпадать с заявленным по вакансии, кандидат должен занимать позицию не ниже и не выше предложенной в том же самом сегменте бизнеса", — говорит директор рекрутинговой компании "АРЕС" Сергей Лопаткин.
А потому — объявляется боевая готовность. Больше, чем глаза у страха, должны быть профессиональные компетенции: редкий работодатель даже в тяжелый для компании период будет избавляться от надежной трудовой единицы. А если ситуация окажется совсем неблагополучной — настоящий спец точно не останется незамеченным на кадровом рынке.
"Безусловно, компании будут прежде всего удерживать сотрудников с лучшими профессиональными компетенциями, а также тех, кто готов выполнять не только свои обязанности, но и какие–то сверх этого", — убеждена генеральный директор агентства "1000 кадров" Мария Маргулис.